Дневники команды

  • Архив

    «   Май 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Первый учебный курс RYA глазами инструктора

Провел свой первый учебный курс в качестве инструктора RYA: 5 дней учил пятерых матросов швартоваться и отшвартовываться, подходить к «человеку за бортом» и швартовному бую, парусами и мотором, управлять яхтой, не пользуясь рулем, «слепой» навигации на приливном течении, и другим подобным вещам.

Происходило все действо в голландских водах - в Ijsselmeere и Waddensee. Яхту брали у парусной школы MOSS в маленьком городке Медемблике. Эта же школа и выступала «гарантом» качества обучения перед британской RYA (Royal Yachting Association, если вдруг кто не в теме). В RYA за многие десятилетия система тренировки яхтсменов выверена и отполирована, как Gentelman's Yacht. Шансов получить сертификат у того, кто не соответствует заданному уровню знаний, нет практически никаких.

Расскажу, как такой курс видится глазами инструктора.

День первый: собираемся все вместе, приезжаем в Медемблик. Яхта у причала, готова (ну или почти готова), но без продовольствия. Главный инструктор парусной школы проводит короткую (я бы сказал - кратчайшую) экскурсию - что и где, привозит несколько сумок еды, и желает приятного плавания.



Все формальности и бумажки проверены еще в момент подачи заявки на яхту, поэтому время на бюрократию уже не тратим.

У будущих капитанов (матросов, курсантов - даже не знаю, как лучше называть) уровень подготовки разнится от «ходил два-три раза на яхте» до «провел в море лет 5-6, но все было не досуг официально обучиться».

С первого момента стараюсь всех погрузить в атмосферу «каждый из вас - капитан, каждый отвечает за лодку».

Отходим, вспоминая рефлексы рулевого, устраиваю демонстрацию отхода-захода в узкую марину к «пальцам». Чтобы задать «целевой уровень». Выходим на большую воду.

Очень удачно рядом с выходом из марины в воде поставлена огромная надутая «ватрушка»: это и гоночный буй, и площадка для журналистов - парусные гонки фотографировать.

Несколько часов пробуем силы в управлении под мотором: разогнаться, развернуться, остановиться, пройти задним ходом, подойти к «причалу», по возможности без удара.

То, что «причал» надувной, экономит колоссальное количество нервов - и мне, и матросам. Естественно, не все «вписываются» в траекторию с первого раза.

ОК, после нескольких часов «елозанья» взад-вперед у ребят появляется некоторая уверенность в управлении. Пытаюсь избавить их от страха включать-выключать передачи, и поддавать газу на развороте. С переменным успехом.

То, что RYA ограничивает число учеников на одного инструктора (не более пяти человек) - глубоко правильно. Пять - это предел, когда каждому можно уделить достаточно внимания, отследить его маневры, понять причины его неудач. Пять человек на пять дней - естественным образом каждый будет капитанить по одному дню, полностью.



После каждого «эпизода» стараюсь, чтобы ребята обсуждали произошедшее, и сами находили, что же пошло «не так».

Назначаю первого капитана. Даю «рейсовое задание», и поехали. Первым портом захода будет Den Ouver, марина на западной части длинной голландской дамбы. Может, там еще и люди живут, но кроме марины ничего не видно.

Подходим как раз перед сумерками. Навигация - как положено, без GPS. Заход под мотором. Первая швартовка между палами. Как водится, застряли по диагонали. Стараюсь критиковать осторожно, чтобы не убить в матросах уверенность в своих силах.

По опыту обучения ребят на «Штандарте», думаю, что самое надежное знание матрос получает когда «накосячил», получил дозу адреналина, пока выкарабкивался из сложной ситуации, и потом посмотрел/обсудил что же было не так.

Между палами буквально «проползли», ошвартовались носом. В марине - автомат, там можно купить специальную карточку, по ней подключаешь электроэнергию, воду. Она же работает в душевой. Все чистенько, ухоженно. Персонала нет вообще. На двери харбор-мастера листок и ручка на веревочке - записываются те яхты, кто простоял ночь, но харбор-мастера не застал. Сами записываются, чтобы потом заплатить.

Наслаждаясь чистотой и порядком, подумал: что надо сделать, чтобы и дома, в России, вот так же было? Доверять людям, и чтобы они не подводили, берегли комфорт, чистоту и т.п. В конце концов, те 22 евро, заплаченные за ночную стоянку, стоят того, чтобы можно было твердо рассчитывать на комфорт и удобства.


День второй: назначил капитана с бОльшим опытом - впереди маневры на отливном течении, на узком фарватере.

Проходим шлюз - швартуются ребята уже самостоятельно. Сложность задач - по нарастающей. Пока все было достаточно просто.

Вышли в приливную зону. С вечера ребята общими силами считали, в какой момент надо выйти из шлюза, чтобы получить попутное течение, на нем дойти до Ден Хелдера, и потом получить снова попутное течение в Харлинген. Здесь, в Вадензее, 2,5-3 узла течения - дело обычное. Промахнешься, и изведешь бак горючки, пока пройдешь в гавань против прилива.

Даю вводную: туман и ничего не видно. Будущий капитан сидит внизу, смотрит в карту и выдает рулевому курс куда идти. На попутном течении (гвардейцы все правильно рассчитали) чуть не влетаем в красный буй. Даже не знаю как быть - ругать рулевого или нет, задачу-то поставил я. Объясняю, что тренировка - тренировкой, а безопасность - безопасностью. На двух с половиной узлах попутного отлива буй буквально «прыгает» под форштевень. Рулевой отруливает.
Мимо первого крутого поворота штурман промахивается. В реальной ситуации тумана - вылетели бы на мель. Приходится вмешаться. А жаль, постучались бы по мели, запомнилось бы надолго. Ладно, посадку на мель отработаем в менее «экстремальных» условиях.

Идем. Устраиваю церемонию выручения Оскара: кранец с привязанной бухтой веревки играет роль «человека за бортом». По-морскому «оскар» - название флага «О» - поднимают, когда судно занято спасением упавшего человека, и маневрирует трудно предсказуемым образом. Задача рулевого - подойти к «утопающему» без хода, зацепить, подвести к корме, изобразить подъем человека из воды. При этом не забыть подать сигнал по рации, бросить спас-круг, и т.д и т.п.

У ребят на «Оскарах» основная проблема - организовать остальной экипаж, четко поставить задачи. Рулежка и подход с правильной стороны - тоже непросто. После третьего-четвертого раза получается почти у всех. Почти получается.
Как это обычно бывает на море, когда «человек за бортом» и течение несет на мель, вдруг отказывает мотор. Деваться некуда, ставим паруса и спасаем. Успели «на грани фола», т.е. на краю отмели.

Проблема с мотором реальная, но не очень сложная. Замкнуло кнопку старта, стартер все время включен. Решили проблему отключением дизеля от батарей. Все просто и логично. Интересно, если бы в лодке все были совсем «зеленые новички», нашли бы решение так же быстро?

Полируем спасение утопающего дальше, тем более, что течение все равно несет в нужную сторону. Усилился ветерок, стало еще интереснее.





Посчитали время, посмотрели прогноз - нет, в Харлинген не успеем. Течение сменится, лавировка на узком фарватере против течения пока не для нас.

Заворачиваем в шлюз Корнвердерзанд. Особый приз тем, кто может это название выговорить безошибочно! smile:)

Пока ждем шлюза, тренируем швартовку носом против ветра. За рулем самый неуверенный в себе матрос. Общими усилиями преодолеваем неуверенность. Не преодолели.

Теперь дневной капитан у штурвала, заходим в шлюз свежим попутным ветром. Впереди - шаланда, мощно работает винтами. Вода в шлюзе бурлит, носит яхту от стенки к стенке.

Классическая ошибка: подали швартов с носа, не успели завести с кормы. Ветром лодку ставит поперек шлюза, вот-вот ударимся об немецкую яхту, успевшую привязаться к другой стенке шлюза. Косяк, предаварийная ситуация, адреналин. Воспоминаний надолго хватит. Обошлось, на «ать-мать» отрулили, привязались кормовым.

В эту же секунду баржа дает полный вперед, и непривязанный нос почти что уносит снова на немцев. Рассказываю, как надо действовать, пробуем - получается. Выходим из шлюза.

Пока воспоминания свежи, устраиваю всем тренировку «разверни яхту на месте». Вперед-назад, с учетом заброса кормы при реверсе винта. Вроде у всех получилось. Стараюсь поддержать уверенность в себе и в маневренных свойствах лодки.

Заходим в городочек Маккум: были здесь со «Штандартом» много лет назад. Мааальенький порт, уютный городишко.

Проходим мимо большой марины, где-то на тысячу яхт, и швартуемся в самом конце бухточки. Тоже марина, но крохотная.

Стоянка (включая безлимитное электричество) обошлась в 14 евро. Почти коммунизм! smile:)

Обсуждаем день. Выясняется, что по субъективным ощущениям прошла уже неделя.

Все спят как убитые. Прогноз на завтра - 6-7-8 баллов.

День третий
: и в самом деле раздуло. Начинаем тренировать маневры в гавани при штормовой погоде. Задача - подход кормой к причалу.

Причал, конечно, жалко. Яхту тоже. Вместо причала выбираем одинокий деревянный столб посередине гавани. Место удачное, пространства вокруг много, движения никакого.

Три часа «долбим» по столбу кормой. Нет, шучу, столкнулись буквально пару раз, через кранец.

Опять же, как это принято в море, в напряженный момент маневрирования с борта в воду падает бухта швартовного конца, и прямиком на винт smile:( Адреналин (у всех или только у инструктора - не могу сказать точно). Демонстрирую швартовку в штормовой ветер под парусами. Условно удачно.

Когда стало ясно, что «намотали», мотор уже не дергали. Надеемся, что обойдется без подъема на слип. Однако, «нырнуть надо» (с). Находим добровольца. Вода 15 градусов, бодряще.

Швартов успешно размотан. Чай с бутербродами и продолжение тренировки.
Заход в реальных условиях, между столбов в марину. Ветер с кормы.

Маневр надо было делать в самом деле непростой. Получил удовольствие, когда наша неуверенная в себе девушка решительно отрулила, добавив хода, от очередной немецкой яхты, и уверенно завела корму в нужную ячейку. Но - ширины не хватило, буквально пяти сантиметров. Застряли. На маневре отхода зацепили кормой одну из свай, и, как результат, не успев отвернуть, положили лодку бортом на подветренные сваи.

Посидели, обсудили. Разработали план «спасения». Проанализировали ошибки. Собрались с силами. Удачно отошли. Ура-ура, маленькая победа.

Коротки перерыв на чай, и - продолжение тренировки. Теперь отрабатываем подход к швартовному бую под парусами, в свежий ветер.

Было бы течение - было бы легче. Без течения надо очень точно подводить нос яхты. Пробуем, пробуем, пробуем, пробуем. Сильно повезло, что буй был пластиковый, легенький. А то бы пробоин напробовали. Часто об него стучались.
Долбили, пока почти у всех не начало получаться. Ок, пора ехать дальше. Следующий порт - Хинделопен.

Полный хинделопен: марина выше всяких похвал. За 25 евро, заплаченные за стоянку, получили: ночь у причала, электричество unlimited, сауна с бассейном на 6 человек, и тренажерный зал (если бы у кого-то были силы), кучу положительных эмоций.

День четвертый: новый капитан назначен. Отходим из настоящей марины, с бооольшим количеством оооочень дорогих яхт вокруг. Первая попытка неудачная. Завели (с моей точки зрения - ненужные) дополнительные швартовы. Которые зацепились. Лодку развернуло. Понесло не туда.

Потребовал повторить. Посидели, проанализировали. Собрались с силами. Повторили - без помарок. Ура-ура!

Вышли на большую воду. Отрабатываем умение идти парусами круто к ветру. Соревнуемся друг с другом, а штурман тренируется наносить точки на карту.
Новая задача: отрабатываем поворот оверштаг. 8-10 поворотов на каждого. Всего как минимум 40 оверштагов. Экипаж согрелся и развеселился.

Следующий элемент программы - заход в марину под парусами, против ветра, по узкому фарватеру, без GPS.

По ходу маневров начинаю мучить будущего капитана вопросами про правила расхождения. Довожу степень психологической нагрузки до предела. Ну или чуть-чуть за этот предел.

Зашли, остановились, разобрали полеты. Тренируемся дальше. Подход к причалу при навальном ветре. Носом, кормой. Подход к причалу при встречном ветре. То же, в условиях ограниченного пространства. То же, при ОЧЕНЬ ограниченном пространстве.

С каждым разом швартовки все уверенней.
Специально не тороплюсь отходить в следующий порт - задумал ночной переход.
Вышли, идем парусами. Ночь, полная луна. Ветерочек усиливается от штиля до 2-3 баллов. Идеальнее условий для тренировки управления без руля - не придумать. Показываю маленькое «чудо» - пересаживаешь человека с борта на борт, и яхта поворачивает куда тебе нужно. Похоже, ребятам понравилось. Теперь едут без руля.

Ночная швартовка в Энкхаузене проходит уже легко и непринужденно. 3 часа ночи, «Штандарт» стоит недалеко. Отрядили экспедицию «за пивом». С собой не брали, но вечерами очень хотелось. Добыли пива, говорили на морские темы до 5 утра. :/

День пятый: переход короткий, но погода не даст заскучать. Страшного-страшного вида черные облака, белые полосы на горизонте и тому подобные ужасы. Продолжаем отрабатывать «человек за бортом» под парусом. Рулевой пытается импровизировать, результат плачевный. Приходится «ставить точки над i» и настаивать на соблюдении принятой «технологии». Все-таки, десятилетиями опыт оттачивался.

На закуску - опыт «серфинга» по волне, под третьим рифом и уменьшенной генуей.
Швартуемся снова в Медемблике, заход кормой. Очень узко, два поворота. Приятно, когда ученик не дергается, не попав с первого раза. Спокойно отходит, повторяет попытку, четко и уверенно вписывается как надо. Хорошее завершение недели.