Дневники команды

О морской службе

Довелось мне в начале июня 3 дня отслужить матросом на парусном фрегате Штандарт. Шли мы тогда из финского порта Турку в финский же порт Котка, причаливали у двух предположительно необитаемых островов и наблюдали в белую ночь на траверсе город Хельсинки. Штандарт - реплика одноименного корабля постройки петровских времен, в открытом море ходит на парусах, но согласно нынешним морским законам оснащен двумя дизельными двигателями, электростанцией, электрическими фонарями, современными средствами связи и навигации.

Прошлую зиму фрегат перезимовал в Норвегии, и волонтеры, навещавшие корабль в порту, заезжали ко мне в гости в Уппсалу. Прознав, что летом парусник будет участвовать в регатах и экспонироваться в морских музеях разных городов, словом, весьма активно бороздить просторы Балтийского и Северного морей, я выбрал подходящий отрезок маршрута и попросился на борт.


Корабль. Мне посчастливилось глубоко прочуствовать смысл этого слова. Это не только и не обязательно плавсредство для перемещения людей и грузов через водные пространства. И самолеты зовут воздушными судами. Удивительно ли, почему человечество, уже без малого сотню лет грезя о космических путешествиях, с такой большой готовностью, на всех языках называет свой будущий транспорт - кораблями.

Назови машину - кораблем, не важно, на каком языке - и сразу же выстроится образ бытия, всплывет знакомым словарем из вековых глубин. Обязательно будет экипаж. И капитан. И штурман, и даже боцман. И прочие судовые роли - в соответствии с потребностями эпохи. И будет распорядок. Будут вахты. И даже аварийное расписание. Как глубоко оно, оказывается, в нашей культуре - что сообщество людей, отделенных от остального мира необитаемым пространством, и объединенных способностью это пространство преодолевать, осознают себя как экипаж корабля.

А между тем, корабль - это машина, механизм. Так уж повелось с древности, что первые сложные технические системы, произведения мысли и рук человеческих - были машинами для путешествия по воде. А в машине все функционирует системно и модульно, и каждая деталь имеет свое отличительное название. Не перепутаешь.

И несколько тысяч лет, до совсем недавнего времени, технической автоматизации не было - не получалось уровне материала объединять несколько управляющих воздействий в одно. Только словами, глаголами. Поэтому была автоматизация человеческая. И люди, экипаж корабля - тоже часть машины. Вахта фока, Вахта грота, Вахта бизани... Да и у штурвала неотрывно должен стоять рулевой. Разумные исполнители на своих местах. Поэтому и машины были - разумные.

Сейчас это состояние можно ощутить только на историческом паруснике - быть частью корабля, как машины, как системы. Выбирать и растравливать снасти, поднимать якорь, выискивать на горизонте буйки и вешки. Бухтовать канаты и веревки, и делать это четко, и в соответствии с глубоко рациональной морской традицией. В любое время по команде быстро просыпаться и выходить на парусный аврал. Не принадлежать себе. Ведь такой корабль - это, помимо прочего, большая красивая деревяшка, живой материал. И как таковой, он постоянно требует заботы, труда человеческих рук. Так на корабельной рынде и вылито: "Жизнь - это то, что мы делаем своими руками".

А кто-то из классиков говорил, что "свобода есть осознанная необходимость". На корабле это ощущается очень живо. По крайней мере, мне, начинающему матросу, приходилось очень быстро и многому учиться. Чувствовать, как приходит все большее понимание устройства корабля, ощущение его сосояний, осознание всех его необходимостей. В море невозможно быть свободным от корабля, но через все большее осознание, перенесение необходимостей на себя, приходит редкое ощущение качественно иной свободы. Свободы вместе с кораблем, с экипажем, надличностной. Свободы разумной машины, частью которой ты существуешь.

© oduvanych