«Штандарт» искателей приключений

Дата публикации:
05.08.2018

Путешествие по Ла-Маншу на борту исторического парусника — это погружение в другую реальность, которая мало кого оставит равнодушным.

Фрегат «Штандарт» — точная копия первого флагмана Балтийского флота, построенного в 1703 году по личному указу Петра Первого. Рождение современного «Штандарта» — история, заслуживающая отдельного повествования. Скажу только, что построен корабль энтузиастами во главе с Владимиром Мартусем — основателем, идеологом, руководителем этого проекта и бессменным капитаном. Девиз фрегата — «Мечты прекрасны воплощеньем» — написан потом и кровью его создателей за пять лет строительства корабля.

Но вот уже 18 лет «Штандарт» бороздит моря вокруг Европы, вызывая восхищение на европейских парусных фестивалях. Фрегат принимает на борт готовых попробовать себя в качестве матросов «искателей приключений», выступая в некоторой степени в качестве учебного корабля. На отрезке Сен-Мало (Франция) — Остенде (Бельгия) искал приключений и автор этого фоторепортажа.


«Штандарт» в Сен-Мало — городе военно-морской и пиратской славы Франции. В XVI—XVII вв. Сен-Мало был столицей флибустьеров, промышлявших в Атлантике. Последний отблеск славы пришелся на Наполеоновские войны и связан с именем Робера Сюркуфа, получившего прозвище «Король Корсаров».


Ла-Манш: трафик оказался не такой напряженный, как ожидалось, — на горизонте ни паруса, ни сухогруза. Кавалер ордена Почетного Легиона барон де Сюркуф был бы огорчен. Тем не менее Ла-Манш остается одним из самых оживленных районов судоходства в мире.


Предрассветный час: уже видна роса на палубе и фальшборте, кофе выпит, сон как рукой сняло. Ожидание восхода, ощущение рождения нового дня — вдохновляет и заряжает. Рассвет в море — симфония солнца, воды и ветра. Нашей вахте удалось встретить его трижды, и каждый раз это было необыкновенно красиво.


Когда погода не шепчет «поработать с парусами и такелажем» — что может быть лучше релакса после вахты, на залитом солнце баке? Разве что такой же релакс на юте. (Бак — носовая, а ют — кормовая часть корабля).


На горизонте — французский порт Дьепп. А значит нужно подготовить моторку для прохождения шлюза. В Ла-Манше очень большая приливная амплитуда, до 11 метров (Сен-Мало), поэтому все порты используют шлюзы.


На современном «Штандарте» — семь орудий, и все в «рабочем» состоянии. По заветам Антона Палыча, наше «ружье», привязанное несколько дней к фальшборту канатами, «развязали» и произвели приветственный залп при входе в Остенде.


Шлюзование — дело непростое. Моторка толкает в корпус и помогает маневрировать неповоротливому фрегату в узкой бетонной камере.


Когда все маневры в шлюзе завершены и бушприт корабля нацелен на затвор шлюза, остается только ждать, пока уровень воды в шлюзовой камере сравняется с уровнем марины (стоянка для яхт).


Наш боцман Лайви — в прошлом водопроводчик и солист английской панк-группы, морем его накрыло уже в зрелом возрасте. Мнгочисленные кольца в ухе, пирсинг, «боевые татуировки» — все это создает весьма брутальный облик. При этом — добрейшей души человек, с отличным чувством юмора, «золотые руки», прекрасный товарищ и кулинар. Вегетарианец.


Лучшая экипировка для вахты — штормовой чудо-комбинезон — теплый, непромокаемый, непродуваемый и с положительной плавучестью. Плавучесть, к счастью, никому не пригодилась.


Ставим паруса на грот-брамселе, это вторая перекладина на центральной мачте фрегата. В море, даже при минимальной качке, чем выше, тем больше амплитуда движения мачты и такелажа, поэтому впечатлений получаешь с избытком.


Рында — корабельный колокол, который отбивает склянки. По классике склянки бьются каждые полчаса, но на «Штандарте» палубная рында звонит только при смене вахт — раз в четыре часа. А в кают-кампании есть «капитанская» рында, сигнал которой дает добро на прием порции алкоголя.


«Штандарт» — очень красивый корабль, построен с любовью и вниманием к мелочам. И каждый элемент декора — не случаен. Так, четыре русалки, расположенные правее льва на форштевне, имеют лица строителей «Штандарта», сыгравших в проекте ключевую роль.


Декор кормы фрегата напоминает, что Андреевский крест был выбран Петром Первым как символ объединения четырех морей — Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского. Ну, а Посейдон, изгоняющий Зеленого змия, — символ отношения к алкоголю в открытом море. Лишь в порту «капитанская рында» вполне может зазвонить.

Хочется сказать про корабельную жизнь — «абсолютно параллельная реальность». Но это будет, возможно, неверно, поскольку привычное городское и офисное окружение скорее перпендикулярно: слишком разные курсы движения у большинства людей в городе и в море. Конечно, вопрос философский, дискуссионный, а чтобы на него ответить, нужно как минимум раз выйти в море. По-настоящему, хотя бы на несколько дней, под парусами.

Александр Уткин