Фрегат «Штандарт» 20 лет спустя

Дата публикации:
14.09.2019


4 сентября 2019 года исполнилось 20 лет со дня спуска на воду фрегата «Штандарт». Парусник фрегат «Штандарт» построен энтузиастами во главе с Владимиром Мартусем в Санкт-Петербурге. Владимир – главный строитель, идеолог, капитан и руководитель организации «Проект «Штандарт».

За это время фрегат побывал в 17 странах, 147 портах, на борту корабля в море выходило более 8 000 человек из 27 стран мира. Судно участвует в международных фестивалях, участвует и побеждает в международных парусных регатах. С 2005 года «Штандарт» четыре раза принимал участие в празднике «Алые паруса».


Капитан Владимир Мартусь

В 2009 году «Штандарт» покинул территорию России, так как был лишен права ходить в плавания на территории нашей страны. По приглашению капитана и команды «Штандарта», 26 августа 2019 года корреспондент MODA 24/7 в составе группы журналистов прибыл в порт Хельсинки – ближайшее к России место, где пришвартовался фрегат.


Праздник выпускников «Алые паруса»

Фрегат «Штандарт» – факты и история

Фрегат «Штандарт» – копия боевого трехмачтового корабля, построенного Петром Первым в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга.


Боевой трехмачтовый корабль Петра Первого (1703) Фрегат «Штандарт»

Длина фрегата по палубе составляет 25 метров, ширина – 6,9 метров, высота мачт – 33 метра, осадка – 3,3 метра, водоизмещение – 220 тонн, площадь парусности – 620 кв. метров.

Корабль разделен на две зоны: историческую – выше пушечной палубы; и современную – в трюме. Там, где в петровские времена находился трюм и хранились бочки с водой, якорные канаты, пушечные ядра и порох, разместилось необходимое по современным требованиям оборудование: два дизельных двигателя мощностью по 560 лошадиных сил, генератор, водоотливные насосы, цистерны, сделана кают-компания, камбуз и жилые кубрики для команды.


В порту Хельсинки

Выше пушечной палубы историческая достоверность сохранена: все мачты и стеньги, бегучий и стоячий такелаж, шпиль, пушки, декоративное убранство, штурвал и рулевое устройство, трапы и люки сделаны с максимально возможным приближением к историческим.

Строительство корабля началось в ноябре 1994 года в Орловском парке города Санкт-Петербург на реке Стрельне. Команда строителей, первоначально состоявшая из трех человек росла с каждым месяцем – люди приходили, узнав о строительстве парусника от знакомых, из газетных статей или радиорепортажей.


Команда строителей росла с каждым днем

Набор корабля – киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты сделаны из дуба. Дубы строители фрегата валили самостоятельно в пригородах и парках города: узнавали в парковых и лесных хозяйствах, где есть мертвые деревья, подлежащие вырубке, получали разрешения на валку стволов. На обшивку пошла лиственница из Линдуловской корабельной рощи, посаженной по приказу Петра Великого для строительства флота. Лиственница – наиболее подходящий материал для кораблестроения, поскольку не подвержена гниению в воде. Разрешение на использование 30 стволов из этой рощи для строительства «Штандарта» было получено у специальной комиссии из Академии наук и Института лесного хозяйства.


Форштевень корабля и гальюнная фигура

При воссоздании облика декоративного убранства использовалась информация о принципах декора и корабельной моде, присущей русской школе кораблестроения 17-го века. Форштевень корабля традиционно украшает фигура льва – символ могущества и величия.


Корма украшена аллегорическим сюжетом, отражающим название фрегата – триумф первых побед России на море. Из обязательных геральдических эмблем – герб Санкт-Петербурга. Вдоль бортов пушечные порты украшает резьба в виде венков перевитых лентой

Первоначально строительство велось на средства, вырученные от продажи шхуны «Св. Петр», построенной Владимиром Мартусем. В 1996 году первым спонсором «Штандарта» стал Родрик Кей, основатель выставочной фирмы Dolphin Exhibitions. Большую помощь оказали правительства Великобритании и Голландии. Консульства этих стран помогали в привлечении компаний-спонсоров, благотворительных организаций. Компания AkzoNobel снабдила строительство лако-красочными материалами, Volvo – подарила двигатели, конструкторское бюро «Малахит» разработало чертежи валопровода, Балтийский завод изготовил винты. Финансовую поддержку оказали обычные люди и благотворительные фонды.

Особое внимание на «Штандарте» уделено безопасности. Судно оснащено всеми необходимыми средствами спасения и связи: три спасательных плота Viking, спасжилеты с двойным запасом, спутниковая связь со спасателями, полный комплект радиосвязи и многое другое. Фрегат прошел проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, сертифицирован Голландским регистром исторических и парусных судов Register Holland.


Церемония спуска фрегата «Штандарт»

Церемония спуска «Штандарта» на воду 4 сентября 1999 года собрала около 40 000 человек и стала заметным городским событием. В первое плавание «Штандарт» ушел в июне 2000 года. С тех пор фрегат регулярно ходит в акваториях Балтийского, Средиземного, Северного, Норвежского и Баренцева морей, водах Бискайского залива. В 2016-2017 годах на корабле сделан капитальный ремонт, в ходе которого было заменено 40% его деревянной конструкции.


Фрегат регулярно ходит в акваториях Балтийского, Средиземного, Северного, Норвежского и Баренцева морей, водах Бискайского залива

Из России с любовью

История «иммиграции» фрегата началась в 2007 году, до которого «Штандарт» имел судовой билет как маломерное судно. Почти два года продолжались попытки решить возникшие противоречия с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ и Российском речным регистром.

Обострившиеся в 2009 году разногласия с российскими чиновниками привели к тому, что в июле 2009 года «Штандарт» был вынужден покинуть территорию России. На территории нашей страны фрегат обречен на тихую и печальную гибель, пришвартованным в порту, не имея возможности выходить в плавания и использоваться в качестве учебного корабля.


Хор фрегата «Штандарт»

Несмотря на многочисленные попытки команды корабля и большое желание огромного количества людей, которым за 20 лет посчастливилось стать ее частью, получить необходимые разрешения и вернуться в Россию «Штандарт» не может. А пока европейские порты с радостью и гордостью встречают «Штандарт», появление которого привлекает внимание как профессионалов, так и случайных зрителей.


Противоречия с российскими чиновниками не являются неразрешимыми и надежда на легализацию «Штандарта» есть, – рассказал MODA 24/7 Владимир Мартусь. В октябре 2019 года планируется в очередной раз представить корабль к осмотру органам Российского морского регистра.

Сейчас фрегат находится в пути из Булони в Саутгемптон, которое завершится 14 сентября 2019 года. В Саутгемптоне «Штандарт» примет участие в большом ежегодном бот-шоу.

Проект «Штандарт»

Постоянная команда фрегата «Штандарт» состоит из 5 лицензированных профессионалов и 5-7 опытных волонтеров. Для участия в морских путешествиях набираются команды из 20-25 желающих испытать себя и освоить азы мореходства. Отправиться в поход на «Штандарте» может любой желающий, готовый к тому, что это будет не просто комфортный прогулочный круиз, а настоящий незабываемый морской поход в качестве полноправного члена команды, исполняющего обязанности обеспечения пути и жизнедеятельности корабля.


Команда фрегата «Штандарт»

В Санкт-Петербурге фрегат «Штандарт» реализует собственную волонтёрскую программу для всех желающих выйти в Финский залив, пойти в поход и поучаствовать в соревнованиях. В учебной верфи деревянного судостроения с флотом капитанских гичек НП «Проект “Штандарт”» тренируются и выходят в море на веслах и под парусом российские и международные команды. Принять участие в мероприятиях верфи может любой человек, независимо от опыта.


Капитанская гичка «Мечта»

Капитан Владимир Мартусь и команда фрегата «Штандарт» сейчас работает над созданием копии знаменитого парусного клипера «Катти Сарк» – одного из самых быстроходных парусных кораблей, построенного в 1869 году. «Катти Сарк» в два раза больше «Штандарта». Корабль использовался для доставки в Англию чая из Китая, а позже для перевозки шерсти из Австралии. В честь него названа марка виски «Катти Сарк», на этикетках бутылок с которым изображен знаменитый парусник.


Клипер «Катти Сарк»

20-летию фрегата «Штандарт» посвящены мероприятия в Санкт-Петербурге и Москве:

  • 28-29 сентября 2019 г. – регата на приз фрегата «Штандарт», гонки на парусно-гребных шлюпках в Финском заливе
  • 21 сентября 2019 г. – открытие фотовыставки к юбилею «Штандарта» и показ документальных фильмов о корабле в Музее Маячной службы (форт Константин, Кронштадт, Санкт-Петербург)
  • декабрь 2019 г. – открытие фотовыставки в музее Коломенское (Москва)

На корабле

План дальнейших походов, выбрать направление и подать заявку: Поддержать проект «Штандарт». Верфь и мастерская исторического судостроения работает по адресу г. Санкт-Петербург, Петровская коса, дом 7. Подписаться на новости проекта «Катти Сарк», заполнить заявку на участие в качестве волонтера, а также поучаствовать в финансировании строительства.


Оригинал статьи: https://moda247.ru/fregat-shtandart/