Конкурс «Большая Регата»

Здравствуйте, дорогие участники конкурса «Большая Регата»! 

Ниже опубликованы ответы на вопросы конкурса.

Вопросы

1. 
На фото — капитан «Штандарта» Владимир Мартусь в форме петровской эпохи. На голове у него треуголка, — шляпа, которая стала использоваться в военной форме в XVI веке. Какая военная необходимость была причиной появления шляпы такой формы?

 

Ответ:
В первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа: она всем знакома по иллюстрациям к «Трём мушкетёрам». Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями. Распространение треуголки-tricorne в армии относится к эпохе правления Людовика XIV. Со временем эту моду переняли и штатские.      
 
2. 
В  2016 году команда капитанской гички «Штандарта» отправится на международные соревнования в Данию. В городе Роскилле, где будут проходить соревнования, существует музей викингов, где хранятся корабли, поднятые со дна фьорда и строятся их копии. Один из реконструированных кораблей выглядит так:

 

Посмотрите на парус необычного цвета.
Норвежский закон, принятый около тысячи лет назад, гласил: «Тот муж, на коего падёт долг хранить парус, да хранит его в церкви. Буде же церковь загорится, он должен первым делом спасти из огня парус».
Почему викинги так бережно относились к парусам? 

Ответ:

Ответ на этот вопрос — в статье из журнала «Наука и жизнь»:
С середины позапрошлого века археологи смогли изучить целый ряд хорошо сохранившихся остатков кораблей викингов. Некоторые удалось поднять с морского дна, другие были закопаны под курганами при погребении какого-либо конунга (вождя викингов). Но ни в одном случае на кораблях не было парусов: в условиях, сносных для дерева, текстиль не сохраняется. Однако, изучив сохранившиеся документы, историки узнали, что искать паруса надо в церквах. Норвежский закон, принятый около тысячи лет назад, гласил: «Тот муж, на коего падет долг хранить парус, да хранит его в церкви. Буде же церковь загорится, он должен первым делом спасти из огня парус». Такие сведения и привели историков в старую церковь. Не был новостью и тот факт, что паруса ткали из шерсти: такие паруса использовались в Норвегии чуть ли не до середины XIX века.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/1455/ (Наука и жизнь, ПОД ШЕРСТЯНЫМИ ПАРУСАМИ)

3.
В учебной мастерской «Штандарта», куда можете приехать и вы,  мы изготовили вот такие предметы. Объясните, пожалуйста, что это такое и для чего служат эти деревянные детали.

 

Ответ:

Эти детали называются кницами, они используются для соединения частей набора любого деревянного корабля.


 

4.
Посмотрев небольшой ролик о походе 2015 года, объясните, что такое колдунчики, и для чего в лодке они используются.

Путешествие Мечты (клип) from Pavel Botkin on Vimeo.

Ответ:

Колдунчики — это ленты, прикреплённые к парусу, позволяющие рулевому оценивать направление ветра.



 
5.
Что за судно изображено на этой фотографии? Расскажите о его особенностях.



Ответ:

Это судно — знаменитый «Фрам» Фритьофа Нансена
«Самое важное в полярном судне — его способность выдерживать давление льда. Для этого потребуется создать специальный корабль с бортами округлой формы, чтобы давление льдов выжимало его на поверхность».

6.



Эта вещь часто использовалась на камбузе парусных кораблей. Подумайте, что это такое и напишите варианты ответа.

Ответ:

Правильный ответ — солонка, а также ёмкость хранение специй.
Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».

7. 





Что это за приспособление изображено на старинных гравюрах?

Ответ:

Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».
Пресная вода на корабле была большим дефицитом и использовать ее для вымачивания солонины было бы равносильно преступлению. Операция проводилась в морской воде. «Шифтер» помещал куски солонины в специальные ёмкости, которые назывались «steepe-tub». Вот такая ёмкость и есть наш гаджет из загадки предыдущего поста.

8.
Как на морском английском языке назвать часть корабля, рангоута или такелажа, или любую корабельную вещь, название которой неизвестно или внезапно вылетело из головы? (Подсказка: это слово сейчас широко используется в русском языке).



Ответ:

Это слово «гаджет».
Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».

9.
Древние греки называли свои корабли согласно определённому признаку. Во флоте были суда следующих типов: «pentekotoros», «eikosoros», «triakontoros». Определите, пожалуйста, этот признак, и напишите, к какому типу относилась бы капитанская гичка, если бы она входила в состав древнегреческого флота.



Ответ:

«pentekotoros» — пятидесятивёсельный;
«triakontoros» — тридцативёсельный;
 «eikosoros» — двадцативёсельный.
У капитанской гички — десять вёсел, поэтому она называлась бы «dekasoros».

10.
Если бы капитанская гичка отправилась в Венецию, то двоих членов экипажа мы стали бы называть старинным венецианским словом «pianero». Кто эти люди и какую функцию они выполняли бы в лодке?



Ответ:

Это гребцы, задающие темп всем остальным — «загребные».


«Проект «Штандарт» желает вам счастливого плавания и интересных открытий! Мечты прекрасны воплощеньем — убедитесь в этом сами!

Мы приглашаем вас присоединиться к плаваниям на фрегате «Штандарт» и капитанских гичках

Набор в команду для участия в соревнованиях Atlantic Challenge Russia в 2016 году продлён до 15 февраля (только для молодёжи от 15 до 22).

Зимой в Петербурге работает мастерская исторического судостроения, куда вы можете приехать и познакомиться с основами работы с материалом, с историей проекта Штандарт, посмотреть на лодки. Записаться на экскурсию можно по номеру 8 960 232 08 11.
Кроме того, в работе мастерской может принять участие любой желающий. Расписание и список мероприятий находится на этой страничке и в группе вконтакте.