Дневники команды

***

О главном: Кораблику хорошо там - в море, но плохо без всех нас, которых нет там. Корабль живет, дышит, ходит. Был отличный переход из Ставангера. Управлялись в две вахты. Тогда нас было 10 + Чел. Итого 11. Чел - это норвежское имя. В Ставерне нас стало 8. Очень запомнился выход с профэкипажем "Кристиана Радиха". Разделились на вахты, небольшой инструктаж - ребята взрослые, знают что к чему. Но, как мне показалось, не все были готовы работать с парусами или выходить наверх - наверное, профстатус не позволяет. Ведь у них существует четкое деление на тех, кто работает на мостике, кто с парусами, кто кок и т.д. Ребята проявили себя очень активно. Пришлось немало побегать. После выхода поделились впечатлениями: очень интересно, но тяжеловато. Да, тяжеловато и мне пришлось. Спустя годы кораблик меня все-таки победил. Тааак, я еще не болела. Мне казалось, что я могу похвастаться своей стойкостью к качке. Но тут, наверное, мое долгое отсутствие на борту сказалось, или уже психика не та.

С командой Кристиана Радиха хорошо подружились. Ходили к ним в гости на обед и ужин. Капитан провел для нас подробную экскурсию. Макс сводил их капитана к нам на грот, а мы залезли к ним на мачту. Ох! И какие же холодные у них снасти!! Пальцы немеют моментально. Мокрое, холодное железо - это далеко не наши веревочки. Как же приятно сжимать в руках теплые снасти и обнимать деревянный рей на Штандарте!

Вскоре на "Радих" прибыли кадеты, и мы проводили наших друзей в рейс к далеким жарким Канарам.
Помимо прочих переходов, запомнился выход Штандарта с участием норвежских школьников. Школьников мы повстречали на пристани дракаров. Они перебрасывали балласт из лодок, в то время как мы пришли к ним на экскурсию. Тогда Макс предположил: вот чем занимаются провинившиеся школьники в Норвегии - тягают камни. Но оказалось, что школьники участвуют в работах абсолютно добровольно и, более того, в сезон ходят по морям на дракарах. Тут, мы сразу и зазвали их на Штандарт. Зашли из далека - позвали на экскурсию. А потом пригласили с нами на парусно-тренировочный выход. Тут уж деваться им было некуда - как же мы (нас тогда было 5 вместе с капитаном) управимся без их помощи? Это был самый запоминающийся выход на Штандарте в период моего присутствия в Норвегии. На каждую мачту пришлось по одному нашему брату: я, Лера и Игорь, и по грозди школьников. Провели инструктаж, сходили на сезни, все поставили. Живых и не очень стало поровну. Ну ничего, живые были живее живых. Вот у меня на фоке было целых два Нортона (очень распространенное норвежское имя), руководитель группы и Кристина. Они такие умницы!! На поворотах работали быстро, понимали с полужеста, чего хватать, а что оставить в покое. Несмотря на то что многие пролежали весь выход, всем очень понравилось. На следующий день вышла газета со статьей, фотографиями и интервью школьников.
Такую практику нужно продолжать. Хорошо бы привлечь норвежскую молодежь к нашему проекту. Погода позволяет - нужно ходить.

Информация о Штандарте несколько раз попадала в СМИ области, чаще в печатные. В первые дни пребывания Штандарта в Ставерне и Ларвике было очень много посетителей, мы несли полноценные вахты на трапе, раздавали буклеты, проводили экскурсии, беседовали, обзавелись друзьями, которые еще не раз приходили на борт. Приятно было встречать людей, которые помнят корабль с его предыдущего захода в Ларвик в 2004 году. Нам приносили фотографии Штандарта, Мира. Местный народ хорошо знаком с нашим парусником "Мир". Со временем народу стало приходить все меньше и меньше, особенно, в Ставерне. Бывали дни, когда ни один человек не заходил на борт. Просто Ставерн очень-очень маленький городок. Все жители могли посетить кораблик за 1 день. Но участники проекта по строительству брига постоянно приобщали нас к каким-нибудь городским или областным событиям.

Так, в один из выходных дней в Ларвике праздновали ночь культуры. В городе был запланирован ряд мероприятий: официальная часть в морской церкви с участием хора, оркестра, губернатора города, военных моряков, членов клуба моряков и других жителей города; городская лотерея; концерт; фейерверк. Может быть что-то еще, о чем я не знаю. Мы очень хорошо подготовились к празднику. Нас было 5, но мы в тельняшках. Штандарт вошел в город с пальбой из пушек (благодаря Игорьку). Наш образ гармонично дополняли находящиеся на палубе вояки в красивых мундирах. На камбузе был приготовлен борщ (благодаря нам с Лерой ), который наши друзья заранее разрекламировали в Ларвике. Горячий борщ был очень кстати для гуляющего в пасмурную, мокрую погоду народа. Сразу после прибытия нас пригласили участвовать в официальной части праздника в морской церкви. Макс, Игорь и я облачились в наши лучшие наряды на борту - колготки и треуголки не забыли. Даже гитару не забыли, потому что нас вдруг известили, что мы будем выступать. Сидя в первом ряду рядом с губернатором и его женой, мы с Максом пытались морально подготовиться к "выступлению". Игорек был готов, ведь это он успел до этого прославиться во всех местах, куда нас приглашали . Когда мы с Максом поняли, что морально не готовы испортить песню, мы подло подставили Игоря. Так как все действо в церкви происходило на норвежском языке, не трудно было заметить, когда прозвучало имя Igor - Игорь пошел... Я не помню, как называется песня, которую он пел. Но помню, что он сказал по-английски: "это русская морская песня о моряке, который скучает по родному городу". И он сыграл и спел! И это было здорово! Очень сильно, эмоционально и энергично! Ему аплодировали. Игорь отдувался за весь наш Штандартовский хор уже не впервые. Он просто спасал нас, когда нас поставили к стенке участники морского хора в Лангезунде. Сначала завлекли чаем и вафлями, а потом поставили к стенке и сказали петь. В тот раз мы подпевали Игорю как миленькие. В городскую праздничную лотерею мы выиграли вафельницу. Из церкви нам нужно было вернуться на борт, потому что нас ждала публика. Весь вечер принимали гостей, хотя погода была мерзкая, и из-за нее отменили фейерверк.

По поводу судовых работ: людей на борту мало, но время судовым работам уделять надо. Пока Талья была на борту, она занималась расходниками, устанавливала кофельнагельные планки, находила чем заняться. Леша почти постоянно был чем-то занят в машине, электрикой, гальюнами. У него то уж точно работы хватало. Починили пару флагов. А самое глобальное, что мы сделали - отмыли оба внешних борта от ржавчины. Теперь у кораблика красивые, ярко-желтые борта. Вообще, Штандарт нуждается в основательном косметическом ремонте. Так как несколько штормовых стоянок дали о себе знать. От швартовов и веревок от кранцев как всегда страдают планшири, борта, венки, и даже обшивка вытяжек машинного отделения не выдержала. Частично при помощи подручных средств удается защитить борт от истирания, но не всегда.

Ну и, конечно, хочется отметить хорошее руководство капитана. Я и, наверное, остальная команда, полностью доверяли ему в море. Руководство Макса на берегу, на мой взгляд, было очень грамотным. Он всегда полностью владел всей ситуацией, решал сразу несколько вопросов, поддерживал связь со всеми контактными лицами, инстанциями на берегу. Несмотря на то что у него появилось много серьезных дел, задач, встреч, вопросов, он не удалялся от остальной команды. Это очень важно, когда команда очень маленькая. Всегда и во всем старался быть с нами: вахтил, мыл палубу, чистил борт, мастерил ящики и даже пек корабль. Спасибо!

© Маша Панова