Дневники команды

4 - 20 декабря 2009

4 декабря: нас стало на 3 человека больше. На борт приехали Капитан, Элс и Лина. Теперь на борту команда из 7 человек.

6 декабря: в бухте завис корабль береговой охраны. С учетом того, что это – воскресный день, и в Норвегии даже мухи не летают, мы заподозрили что-то неладное.
И точно – к обеду на «Штандарт» пожаловали трое джентельменов из норвежского КостГард. Похоже, у них это были учения по проверке документов. Проверка длилась два часа, и закончилась без замечаний.
В конце выяснилось, что капитан корабля – житель Ставерна, куда мы идем буквально завтра. Так что все наши планы по стоянке в Норвегии ему и так были известны.

Вечером уехала Элс. Было приятно, что человек прилетел из Голландии, всего только на выходные, пообщаться с нами и взглянуть на корабль.
Кстати, в Голландии полным ходом идет регистрация фонда «TS Shtandart».

7 декабря: переход из Крагеро в Ставерн. Погоду подобрали более-менее спокойную, волна чуть-чуть покачала «Штандарт» в начале перехода, но ихтиандра так никто и не видел. Ближе к вечеру на горизонте разглядели силуэт яхты, идущей попутным с нами курсом. «Вот ведь сумасшедшие, дома им не сидится, в декабре по морю шастают!» - прокомментировал экипаж и сквозь смех.
Ошвартовались в Ставерне. По прежнему, не можем подключиться к береговому электропитанию – в Норвегии три фазы почему-то 220 вольт, а не 380, так что к корабельному электрощиту «это» подключать нельзя.
Для экономии топлива на ночь стали выключать генератор.

8 декабря: сходили в сименс-клаб: это клуб моряков, кто не понял. Пообщались с Дядькой Тором (очень напоминает Санта-Клауса), поиграли в местный бильярд без луз.

9 декабря: на «новой» машине приехал Свенсон, с Катей Головиной. На борту почти «многолюдно».

10 декабря: переход в Тонсберг. Этот городок – районный центр. Как нам сказали – главнее Ларвика, и тем более главнее Ставерна. Шли по фьорду, на берегах которого – очевидно – коттеджи очень состоятельных норвежцев. Вода пресная и мутная – во фьорд впадает несколько речек.
Долго смеялись над неприличными названиями остовов в этом фьорде. Одно из таких названии – Нешуя, очевидный антоним названию рядом стоящего острова.
Ошвартовались в самом центре города – ближе не подойти. На набережной – гостиница, рестораны, морской клуб и музей. Вдоль причала расставлены ёлочки, подсвеченные симпатичными гирляндами.
Штандарт с тремя новогодними елками (на каждой мачте – особым образом развешены гирлянды) смотрелся здесь уместно и по-родному.

11 декабря: собрались и уехали все: Лина и Леша – самолетом, Свенсон, Катя, Лера и Слава – на машине Свенсона. На борту остались двое – Владимир и Макс. Поздно вечером ситуация нормализовалась, как во всех русских сказках и анекдотах: приехал третий – Миша Юшков.

12-13 декабря: В Тонсберге – совершенно чудесный харбор-мастер. Он какое-то времы даже возглавлял фонд парусника «Кристиан Радих». Думаю, не надо говорить что все нужды парусного корабля в иностранном порту он понимает без слов.
Для подключения к берегу он одолжил нам специальный трансформатор, ящик весом 120 кг. Весь день всем экипаже занимались подключением-переподключением розеток и проводов к трансформатору. Заработало!!!
Теперь выключая генератор, на борту можно оставлять включенной электропечку. Тепло и уютно.
Главная местная газета опубликовала добрую статью про нас, с приглашением заявится на переход в Осло. На выходных на борту было немало гостей. Сундучок для пожертвований проявил признаки жизни. Многие активно интересуются возможностью пойти на Штандарте.

14 декабря: утро началось с заправки двух тонн топлива – бесплатно, от щедрот харбор-мастера и порта Тонсберг.
К нам так хорошо все относятся, что появилось желание зайти сюда еще раз – только теперь уже летом.
Вокруг корабля замерз лед. Не толстый – сантиметра 4. Но все равно боязно – вдруг к моменту перехода в Осло еще толще станет.

15 декабря: харбор-мастер призвал ледокол очистить фъорд ото льда. Ветром тут же унесло все обломки.

16 декабря: переход пришлось перенести, причина – прогноз погоды. Встречный ветер до 15 м/с, мороз до 12 градусов – не самая удачная погода для плавания.

18 декабря: к 8.30 на борт собрались норвежские «сумашенцы», желающие испытать себя в суровых условиях морского плавания. К сожалению, прогноз хоть и верно предсказал, что ветер спадет, однако не совсем точен был в отношении направления: попутнячок будет только на следующий день.
Так что поставили одну лишь бизань.
Вместе с нами на борту было 12 человек. Жутко холодно, но солнышко – всю дорогу. Было интересно смотреть на Осло-фьорд: с восточной стороны от воды идет пар, как будто туда напихали кипятильников. С западной стороны – все чисто, вода холоднее. Позже нашли объяснение: вода Гольфстрима циркулирует во фъорде с востока на запад. Сначала она еще теплая, и «парИт», потом – уже остыла.
В сумерках заходили в порт. Решили все-таки отметить приход артиллерийским салютом. В заряды Максуд добавил фейерверочных шариков, так что в темноте выстрелы не только громкие, но и очень красивые.

19 декабря: Стоим на месте «Кристиана Радиха». Это метров 500-600 от центральной набережной. Близко, но не настолько чтобы публика нас видела и до нас доходила.
На борт пришел главный редактор крупнейшей норвежской газеты АфтенПостен. Оказывается, он про Штандарт писал статью еще 11 лет назад, когда корабль был еще на берегу у Смольного. Отлично говорит по русски, и вообще производит впечатление фаната развития русско-норвежского взаимопониания. Пришел с фотографом, около часа снимали корабль и капитана со всех возможных точек. Обещали статью в воскресный номер.

20 декабря: Валом повалил народ. Статья в АфтенПостан чуть ли не на самом заглавном месте. Сразу после рассказа о борьбе с всемирным потеплением.
Фотографии в самом деле получились хорошие. Анонс на первой странице, сразу рядом с заголовком. В общем, очевидно, что отнеслись с уважением.