Дневники команды

  • Архив

    «   Июль 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

О плавании в тумане

… «Голландская зима – это туман» - сказал мне однажды голландский волонтер Ханс.

Летом, когда мы проходили вдоль голландского побережья, я обратил внимание на огромное количество значков на карте, обозначающих затонувшие суда. Возможно, что некоторые из них отправила на дно голландская зима…
Утром, 19 декабря мы увидели эту зиму. Не просто увидели – нам предстояло погрузиться в голландскую зиму. Принять в ней участие.

… Поднявшись в этот день на полуют, на подъем флага, я с наслаждением смотрел на контуры домов и церквей старинного голландского города Хеллевоетслейс. Они мягко вырисовывались в густевшей туманной мгле. Туман скрывал все современные черты, и можно было мысленно представить себя современником Тиля Уленшпигеля…

В большинстве руководств для судоводителей говориться, что в условиях сильного тумана лучше не выходить в море, а зайти в кафе, выпить чего-нибудь горячего и поговорить о погоде с барменом.

Но тогда – не узнать, каково оно там, в тумане, какие неожиданности готовит белая мгла.

И, конечно же, оставшись в гавани невозможно получить ценный опыт судовождения в условиях ограниченной видимости.

Так или иначе, капитан решил выйти из Хеллевоетслюса. Мы должны были ровно в 9-00 пройти перед окнами ратуши, и, помахав рукой господину мэру, раствориться, подобно призраку в тумане…

Переход обещал быть весьма интересным и азартным – ибо в густом тумане нам предстояло зайти в шлюз Стиллендама и по узкому и мелкому фарватеру выйти в Северное море.

Однако, события развивались еще более неожиданно. Капитан предложил предложил мне и Диме Житнухину возглавить переход из Хеллевоетслёйса в Роттердам в качестве шкипера и старшего помощника. «Определяйтесь, - сказал капитан – кто будет исполнять обязанности шкипера, а кто-старпома».
Мы с Димой решили совершенно по-македонски разделить переход на две части – до половины пути шкиперю я – потом он.

Соответственно, на мою часть приходилось: отойти от причала, пройти ровно в 9-00 перед ратушей – перед строгим взором господина мэра, пройти разводной мост (моему знанию английского языка предстояло испытание в виде переговоров с оператором моста), пересечь Haringvliet и, миновав мосты и шлюзы Стиллендама выйти по узкому и мелкому фарватеру в море.

…Как же ходили в тумане корабли в те (относительно недавние) времена когда не было радара и GPS?

Каким феноменальным чутьем и интуицией должны обладать судоводители, чтобы войдя в туман выйти из него в нужном месте?...

Реальность в тумане теряет ясность, расстояния и контуры ориентиров искажаются. Когда весь мир вокруг исчезает - кажется, что ты можешь вынырнуть из этого тумана и очутиться где угодно – вернувшись на 300 лет назад, шагнув на 100 лет в будущее.

Однако, даже имея радар и GPS, вместо широкого входа в аванпорт Стиллендама я попытался направить «Штандарт» в маленькую яхтенную гавань. И только своевременное вмешательство капитана избавило нас от необходимостью разворачиваться в узкой марине.

Проход шлюзов в тумане оказался не самым сложным этапом перехода. Самое интересное ожидало нас при выходе в море, на узком фарватере.

Сначала я предполагал, что на «большой воде» будет более ветрено и туман станет не таким густым. Но он оказался еще плотнее и его клубы перекатывались через палубу, окутывая корабль так плотно, что не было видно бушприта.
Согласно лоции, этот извилистый фарватер отличается изменчивостью, так как приливные течения постоянно перемещают донный материал и навигационные знаки переставляют, согласно новой обстановке и результатам дноуглубительных работ. Поэтому, то, что видели мы на нашей прошлогодней электронной карте, могло не соответствовать действительности.

Лоция – не лжет! Фарватер действительно переполз на другое место, и первая же пара буев оказалась не там, где они были отмечены на карте…

Посадка на мель произошла легко и незаметно. Большая часть экипажа вообще не ощутила остановки движения – паруса были полны ветром, вода продолжала журчать вдоль бортов. И только самые наблюдательные обратили внимание на логическое несоответствие: судно должно было идти вперед, но вода, почему-то, двигалась в обратную сторону, от кормы к носу.

Мы плотно сидели на песчаном грунте, при низкой воде, до начала прилива было около часа и поэтому решили «не пороть горячку», то есть спокойно пообедать и позволить приливу снять нас с мели.

Нам повезло – при высокой воде посадка на мель не оставляет времени на неспешную трапезу.

Несмотря на прилив, голландский грунт так просто не отпускал, и нам пришлось выполнять еще одно «упражнение» - промер глубин вокруг корабля. И мы с Удмуртом, вооружившись тяжеленным четырехметровым футштоком, носились на шлюпке среди клочьев расползающегося тумана в поисках наилучшего направления для схода с мели.

В сложных условиях плавания очень отчетливо понимаешь смысл слов «экипаж», «команда», «crew». Только в условиях слаженной и ответственной работы всех членов экипажа можно решить трудную задачу – пройти через туман. Зоркие глаза впередсмотрящего, внимание и опыт вахтенного у монитора радара…
За несколько напряженных минут плавания или действий в сложных условиях узнаешь о своем судне и товарищах много больше, чем за сутки или недели неспешного «парусного релакса». В частности, именно поэтому мне нравятся ночные вахты. Но это отдельная история.

(с) Михаил Юшков

Когда позовет тебя море. Часть 3

Продолжение. Начало тут и тут.

Триллер «Укачанные»

Капитаном было принято решение отходить из Мариехамна на парусах. Сложный маневр удался на славу и, покрасовавшись перед собравшимся на причале народом, Штандарт вышел в открытое море.
Вскоре ветер начал усиливаться, заморосил дождь и началась не сильная, но все же качка. «Поблюем, ей Богу!»- восторженно провозгласил Иван – тоже матрос-новичок, и мы дружно занялись работой со снастями и закреплением спасплота на баке, стараясь при этом не вывалиться за борт из-за крена . Спустя некоторое время никаких признаков морской болезни не наблюдалось. Я была в это день дежурной по камбузу и, потеряв бдительность, спустилась помогать коку. А в кубрике было словно в центрифуге.. Члены экипажа с хорошим вестибулярным аппаратом собирался есть борщ . Я же через 15 минут выскочила обратно на палубу, обзаведясь зеленоватым цветом лица, мокрыми ладонями и порывами покормить ихтиандра. Началась моя борьба с собой. Я смотрела на горизонт, искала неподвижную точку, надевала аккупунктурные браслетики. Подошел улыбающийся Иван и угостил мятной конфеткой. Лучше не становилось.. Я кое-как добралась до спального мешка и, завернувшись в него, плюхнулась на палубу, где уже собралась небольшая компания таких же укачавшихся. Голова кружилась невероятно. Так прошло несколько часов. Иногда я открывала глаза и видела наполненные ветром паруса и развевающиеся флаги на мачтах . «Эх, красиво идем!» - думала я. Но снова подступала тошнота и я проваливалась в полубред. «А почему ты не скатываешься с палубы?» - послышался обиженный голос Лены, лежавшей рядом. «Вес имеет значение, цепляйся когтями на ногах за доски» - попыталась пошутить я. И тоже начала съезжать к левому борту. Корабль накренило еще больше и, стремящуюся вылететь за борт подругу, вернул на место капитан, схватив за шкирку. Через некоторое время была уменьшена парусность, корабль зашел в бухту и качка прекратилась. Морскую болезнь как рукой сняло. Я поднялась с палубы, облегченно вздохнула и отправилась на полдник, будто бы и не было этого мерзкого состояния полной недееспособности.









Как мы красили фрегат

«Пора нам краситься» - задумчиво сказал капитан.

Пришвартовавшись к безлюдному островку, экипаж расхватал кисточки, шкурки, банки с краской и распределился по левому борту корабля. Мне с Леной досталась спущенная на воду шлюпка, с нее-то мы и должны были красить. Решив, что такое мероприятие я не могу оставить без фотографий, я помимо кисточки прихватила с собой фотоаппарат. Стоять в маленькой шлюпке оказалось крайне не удобно, она постоянно норовила отплыть или перевернуться. К тому же, подплывающие к нашему кораблю яхты с любопытствующими шведами, будоражили воду, и нам приходилось вцепляться в веревки и подпрыгивать вместе со шлюпкой на волнах Корячась, пытаясь не утопить камеру, я шкурила, открывала практически зубами бутылку с растворителем, красила и пыталась еще что-то снять. Благодаря всеобщим усилиям через несколько часов Штандарт поблескивал на солнце свежевыкрашенным бочком.

















День рождения Штандарта. Стокгольм.

Дата 4 сентрября 2011 года ознаменовалась празднованием 12-летия Штандарта
Капитан дал распоряжение приготовить праздничный ужин. Вечер на камбузе ожидался жаркий. Дежурила в этот день конечно же наша бизань. Утром, завалив продуктами в близлежащем супермаркете 2 здоровенные тележки, мы гордо откатили их к нашему фрегату на удивление людей, выгружающих покупки в свои автомобили.

Вечером , после не очень удачной попытки осмотреть достопримечательности Стокгольма, мы дооолго резали салаты, чистили картошку, и потихоньку за переборкой украшали свечами праздничные тортики. А потом, поздравив кораблик с праздником, подняв за его "здоровье" бокалы с вином, мы долго сидели и слушали, притихнув и раскрыв рты, рассказы капитана о том, как когда-то ему пришлось продать свой БМВ, чтобы купить новую бензопилу взамен сломанной, как по видеопособию «Стань лесорубом» он учился правильно валить лес и таксовал по ночным улицам Петербурга, как, словно из неоткуда, появлялись добрые люди и спонсировали проект. 6 лет Владимир Вячеславович и команда строили свой корабль , киль которого, коснулся воды 4 сентября 1999 года. Мечты прекрасны воплощеньем. С этим не поспорить!

Праздник подошел к концу, команда потихоньку разбрелась по койкам и гамакам. Домыв посуду, я вышла на палубу. Корабль мерно покачивался на воде, ветер шевелил снасти. Я видела дыхание именинника. За время, которое я провела на фрегате, я убедилась, что Штандарт – живое существо. Поняла, что значит быть частью корабля, частью команды. Сменяющие друг друга как часы вахты, работа с парусами, и даже помывка гальюнов, все это дает жизнь паруснику, который в свою очередь благодарно оберегает жизни экипажа в море.

Я засыпала в своей койке под приятное бульканье воды на ухо, покачиваясь словно в колыбели. А утром был момент прощания, обмен адресами и обещание капитану обязательно вернуться.
Списанные на берег в Стокгольме матросы помогли затащить трап на борт, отдали швартовы, и Штандарт, немного покрасовавшись при развороте, стал быстро удаляться. И вскоре вовсе скрылся с глаз. Мы еще несколько минут стояли и смотрели на водную гладь.

"Это путешествие было лишь сном" - тихонечко сказала я. Но синяя форменная футболка,с вышитым в области сердца кораблем, которая была надета на мне, доказала обратное.











(с) http://anna-kin.diary.ru

Когда позовет тебя море. Часть 2

Продолжение. Начало тут.

Райский островок

Пройдя в полной тишине через невероятный, горящий огнем закат, мы пришвартовались на островке с непроизносимым названием и получившим от меня кодовое имя «Райский». Поздней ночью мы парились здесь в настоящей финской сауне в сопровождении спецэффектов в виде отключения света на всем острове. Ох, какое же красивое звездное небо мы увидели, выскочив из парилки… А рано утром передо мной открылась потрясающая картина. В зеркальной глади воды отражались белые пушистые облака и великолепные мачты нашего корабля. На берегу, сложенные аккуратной стопочкой поблескивали новенькие велосипеды , на которых, как оказалось совершенно безвозмездно, можно было отправляться на изучение окрестностей. Что мы незамедлительно решили сделать. Я - человек, который катался на велосипеде последний раз в 14-летнем возрасте, видимо, находясь в эйфории от созерцания окружающих красот, покатила по красным дорожкам острова, вполне уверенно держась в седле. «Я не ездила на велике 16 лет!» - Радостно орала я, встречающимся членам нашего экипажа. И только тот факт, что близилось время отхода корабля, заставил меня вернуть двухколесного красавчика на место.





















Хоть с водопада и не падали, но на мели посидели

В один ясный солнечный денек, лавируя среди шведских шкер, наш корабль неожиданно угрожающе затрясся, скрипнул и остановился.
-Сели! - раздался голос капитан в образовавшейся тишине, - Все смотрели фильм «Пираты Карибского моря», где Джек Воробей вместе с командой раскачивает корабль?
-Даааа! – дружно закричали мы, предвкушая веселье.
-По моей команде «побежали» будем делать то же самое! Будем качать корабль!
И мы бегали всем экипажем. Бегали и качали. Саундтрека к «Пиратам» только не хватало в этот момент. И какова же была наша общая радость, когда, накренившись, кораблик таки вырвался на свободу!



А несколько ребят, мужественно укатывающих все это время брамсели на 32 –х метровой мачте, попросили повторить аттракцион, спустившись с высоты, на которой тряхнуло, а потом и покачало в разы сильнее, чем на палубе.

В гостях у шведской бабушки.
Моряки со Штандарта настолько суровы, что швартуются к голым скалам. (С)


Будучи в Швеции, Штандарт и его экипаж получил приглашение в гости от бабушки одного из отсутствующих в этом переходе молодого человека - загадочного Свенсена. Стоял солнечный субботний день, в море по этому случаю было тесновато. Шведы рассекали по водной глади на катерах, яхтах и лодках, периодически подплывая поближе к нашему красавцу фрегату , фотографируя и размахивая руками. Мы же держали курс к дачному домику шведской бабушки. На одном из островков показались нужные нам крыши, на понтон выбежала большая золотистая собака и две белокурые девочки. Штандарт подошел ближе, но к маленькому причалу пришвартоваться возможности не выдалось.

-Отличная скала справа! - сказал кто-то из старших. – Швартуемся к ней!
И началось шоу. На глазах у изумленных загорающих на своих яхтах шведов, наш корабль выбросил на отвесную скалу десант, который шустро вскарабкавшись по камням, обвязал швартовыми концами близрастущие сосны.

-А как остальные высадятся на берег?- хватаясь за голову спросила , стоящая на вершине скалы родственница бабушки?
-А мы привяжем к скале и трап! – нашелся капитан.
Стараясь не смотреть вниз, команда дружно засеменила к гостеприимным русскоговорящим шведам. А у дачного домика нас ждал накрытый стол, вкусный шашлык, розовое вино и морковный суп!





















Продолжение следует.

(с) http://anna-kin.diary.ru

Когда позовет тебя море. Часть 1

ВОЛК. Мы будем плыть мимо хмурых скал и
островов, мимо веселых стран и печальных народов по
зеленым холмам океана, и волны будут забрасывать
к нам на палубу белые гребешки ромашек!
ЗАЯЦ. Неужели так будет?
ВОЛК. Конечно, друг мой! Вы будете свистать в
боцманскую дудку, а я — стоять на носу и плакать,
плакать...
ЗАЯЦ. Зачем?
ВОЛК. От необъятности и шири...


Еще несколько месяцев назад я с трудом могла серьезно представить себя,
карабкающейся по вантам парусного фрегата, надраивающей деревянную палубу или красящей, бултыхаясь в шлюпке в очень неустойчивой позиции, его борт. Нет, я конечно же мечтала о морских приключениях, представляя себя лихой пираткой из команды всем известного капитана Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа Ведь парусные фрегаты возможны только в кино, наивно полагала я. Но СЛУЧАЙ - великая вещь! Строя планы на отпуск и просматривая туристические сайты, я наткнулась на нечто удивительное. Фрегат «Штандарт» - реплика первого корабля Балтийского флота, построенного Петром I в 1703 году, мало того, что бороздил просторы Балтийского моря, но и приглашал всех желающих присоединиться к команде в качестве волонтера, то бишь матроса, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 15 минут хватило, чтобы поменять намеченный маршрут во Францию, влюбиться в этот корабль без памяти, явственно услышать зов моря и засобираться в магазин за тельняшкой. И даже то, что я понятия не имела, как отличить правый борт корабля от левого, не могло меня остановить.

Для того, чтобы таки стать участником морского плавания, пришлось приложить не мало усилий и пройти через полосу глобального невезения. В спаме терялось мое письмо к координатору проекта, заканчивались места на выбранный переход в Росток, цены на авиабилеты вырастали в момент до небывалых высот, прямо из кошелька исчезала в неизвестном направлении кредитная карта...»Такое может случиться только с нами» - пыталась шутить я.

В итоге, через несколько месяцев сборов и просмотра каждую ночь снов о море, я вместе с Леной добралась до Штандарта в финском городке Турку, куда кораблик, в компании своих огромных cобратьев – Крузенштерна, Седова, Мира и других кораблей, пришел для участия в береговой части ежегодной международной регаты учебных парусников «The Culture Tall Ships».







Корабль на якоре стоит в порту, я стремительно к нему бегу!

Мы вышли на набережную усталые, с тяжеленными рюкзаками за спинами и стали судорожно искать взглядом фрегат И вот, среди леса высоченных «чужих» мачт, я рассмотрела изящные очертания Штандарта. « Вот он! Вот наш корабль!» - заорала я во весь голос. Сердце бешено заколотилось, захотелось броситься к нему бегом, но 10 килограмм за спиной поубавили прыти.



Происходящее далее было очень сумбурно. Мы протолкались через толпу туристов, подошли к трапу, кто-то помог нам закинуть рюкзаки на палубу, спустились в кубрик, и через пару минут по поручению помощника капитана Жени уже мыли посуду на камбузе, оставшуюся после полдника. Потом на палубе началась какая-то вечеринка для финов, снявших корабль под корпоратив. Брутальные волосатые мужики в косухах рычали баллады, привнося дисгармонию в исторический облик корабля, гости пили… И только к позднему вечеру мы наконец познакомились с Владимиром Вячеславовичем Мартусем - бессменным капитаном фрегата, собственноручно с командой единомышленников, построившим корабль и воплотив свою невероятную мечту в реальность. Видимо, оценив наши очумевшие физиономии, капитан по-отцовски погладил меня по спине и сказал: "Ааа, девочки из Тулы. Ну, наконец-то!" Судя по всему, о наших долгих сборах на корабль, уже слышали) В этот момент страх и нервозность, мучавшие меня с момента прибытия на борт, отступили, стало понятно, что мы попали в надежные руки, которые не дадут нам сгинуть в морях-океянах вопреки предположениям некоторых, скептически настроенных моих друзей и даже родителей.

А рано утром началась настоящая корабельная жизнь.

В 7.30 зазвонила камбузная рында и мы, заспанные и не умывшиеся, отправились на завтрак. Стрелка часов стремительно приближалась к восьми, экипаж засуетился и начал поспешно выходить из-за стола, пытаясь на ходу допить чай и дожевать бутерброд.. Ведь ровно в восемь утра, всем матросам нужно быть на полуюте для ежедневной церемонии поднятия флага и получения распоряжений капитана на день. То, что появиться на палубе желательно раньше Владимира Вячеславовича мы поняли, когда очутились на построении двумя секундами позже него. Никто не ругался, но было просто очень стыдно. «Флаг, подняяять!» - и под звон рынды российский триколор торжественно устремился вверх. Вжавшись в правый борт, где нам казалось уютнее всего стоять в этот момент, мы случайно распределились в вахту бизани под руководством офицера Димы. «Не хочу в бизань, это ж попа корабля» - подумала я – «Вот в вахте грота быть куда круче» И жестоко ошиблась. Бизань вахтит с 8до 12 утра и с 8 до 12 вечера, будучи , таким образом, единственной, которая на корабле хоть как-то высыпается. Ежедневно в обязанности каждой вахты входит дежурство - драйка палубы, помощь коку на камбузе и уборка в нижних помещениях с мытьем, горячо полюбившихся мне, гальюнов. Свою тайную страсть к которым я обнародовала, однажды самолично вызвавшись их помыть, спася от сей участи одного из членов экипажа).



В первый день бизани выпала помывка палубы. Ох, с каким же рвением я надраивала, доставшейся мне поломанной щеткой, деревянный полуют). А когда по динамику раздалась команда капитана «Укатать паруса»,я как-то удачно попалась на глаза Жене, который в своей неподражаемой манере с милой улыбкой на лице, сообщил мне :"Леночка, в обвязочку и на мачту!" "Мамочкааа!»- подумала я и побежала за альпинистской страховкой. Через полчаса битвы с ремнями и карабинами, в которые меня запаковала, как мне показалось, добрая половина команды, я была готова к первому подъему ввысь. Мы вместе с двумя опытными членами экипажа, отправлялись укатывать грот - нижний парус центральной мачты. Вдохнув поглубже, я вцепилась в ванты и стала карабкаться вверх. В один момент все вокруг изменилось удивительным образом. Я сосредоточилась, перестала замечать царившую на палубе суету и слышала только шум ветра и крики чаек...

Прицепив с пятой попытки карабин обвязки к стальному тросу, я вышла на перты. Устоять на тонких веревках, больно врезающимся в ноги оказалось невероятно сложно, грот рей напротив очень толстый, и за него неудобно держаться, а не держать вообще не вариант. Изо всех сил цепляясь за все подряд, что не очень-то правильно, т.к.есть перспектива ухватиться за не закрепленную веревку, я пыталась устроиться поудобнее для того, чтобы начать уже укатывать парус, а не только изображать из себя букву зю. Парус тяжелый, тянуть его к себе физически не простая задача. Переломав себе все ногти о плотную парусину, шатаясь из стороны в сторону, я пыталась не паниковать ...Ребята, работающие вместе со мной на рее, подбадривали, шутили и рассказывали, что после первого раза на мачте не могли ходить, ноги не слушались. Спустившись вниз, я загадочно улыбалась, борясь с желанием хлопнуться в обморок, дабы передохнуть от бушующих во мне эмоций.. Я подняла голову и посмотрела на аккуратно укатанный парус. Я там была! Я смогла!

Забегая вперед, я расскажу, что через несколько дней, во время переходя в столицу Аландских островов –Мариехамн, я снова оказалась на мачтах. Встречный ветер изменился и по динамику прозвучало:«Всему экипажу в режиме парусного аврала подняться на палубу!»

ПА-РУ-СА! Наконец момент, который я ждала больше всего. Мы пойдем под парусами! Страха больше не было, Я почти самостоятельно влезла в обвязку и взлетела вверх по вантам. Ярко светило солнце, рей не казался мне больше неудобным, я не цеплялась за все подряд, я развязывала сезни, освобождая парус. В какой-то момент я отвлеклась и посмотрела по сторонам. Ощущение полета и свободы, тишина и морская гладь до самого горизонта. Наверное, именно в такие моменты, не смотря на то, что на рее еще есть люди, ты остаешься один на один с кораблем. Белое полотно с глухим ударом упало вниз и наполнилось ветром. От осознания, что я помогла освободиться этой красоте, перехватило дыхание. И я еще долго не могла отвести глаз от белоснежных парусов на фоне синего неба и страдала от невозможности увидеть корабль со стороны.









В два часа дня начался общий выход кораблей из порта Турку. На набережной собралась огромная толпа народа, желающая поглазеть на парад парусов. Крузенштерн дал громкий протяжный гудок и тягач начал вывозить огромный корабль в море. «Штандарт же следующий по очереди» - с ужасом и одновременно неимоверной радостью подумала я. Наши ребята выкатили одну из корабельных пушек. Мы отшвартовались и, дав на прощание, собравшейся на набережной толпе 3 залпа, вышли в море. Происходящее казалось нереальным. Вот, слева по борту нас обогнал огромный Седов ,он прошел совсем близко, и я рассмотрела за его двумя штурвалами четырех матросов, справа показался Крузенштерн, между островков мелькал Мир. Все корабли шли на моторах из-за сильного встречного ветра. Но и без парусов зрелище было потрясающее.









В какой-то момент мы разошлись с большими кораблями и легли на свой курс к шкерам. Начался наш переход из Финляндии в Швецию.

Путешествуя на Штандарте, мы оказывались в довольно необычных местах, до которых сложно добраться будучи обычным туристом. Безлюдные маленькие островки с лесами, ломящимися от грибов и клещей, заброшенный военный бункер, солнечный Мариехамн, с вальяжными пушистыми котами на улицах, весь будто «пронизанный» морем.















Улучая свободные минутки я и другие новички слонялись по палубе , вперивая взгляды в бумажки со схемами такелажа и расположения снастей на Штандарте, пытаясь запомнить где какая веревка находится и какова ее функция. Но, даже выучив что-то, после команды капитана или офицеров из разряда: " Потрави шкот фор-марселя" теряешься и не знаешь куда бежать и за что хвататься. Быки, ноки, гитовы, шкоты, брасы, талевы, запутывались в голове в сложнейшие морские узлы. Так и хотелось закричать, словно двоечник в школе "Я учииил! Но все забыл!" А ощущение, что с нашей «помощью» фрегат благополучно затонет, начало покидать меня только под конец плавания.









Продолжение следует.

(с) http://anna-kin.diary.ru

Вы кто?

Утро. Позади растворяется в тумане английский берег. Горизонт лениво угадывается среди облаков и марева водной пыли. Стоим на мостике. Вахтим и штурвалим.

Тут по рации раздаются позывные. Соответственно на английском.
- «Штандарт». «Штандарт». Ответьте. Перейдите на 60-й канал связи.
Строго по левому борту недалеко от нас встречным курсом проходит незнакомый пароход. Сигнал может быть только с него. Соответственно, отвечаем. Далее диалог привожу практически дословно (перевод).
- Да, «Штандарт» на связи.
- «Штандарт», «Штандарт». Вы кто?
- (немного удивленно) Российское учебное парусное судно, волонтерский проект...
- Нет. Вы кто, «Штандарт»?
- (небольшая пауза) Реплика фрегата первого корабля...
- А! Спасибо.

И больше ни слова.

Ну, я даже не удивляюсь. А теперь представьте реакцию моряков на соседнем пароходе, когда к ним из тумана со стороны Англии выходит на всех парусах исторический фрегат. И плевать, что он на приборах виден. Он же па-ру-сный!

© Катя Сехина

Воспоминания о шторме

Вы когда-нибудь плакали, стоя вверх ногами? Если да, то вы меня поймете. Сдается мне, это когда соленые капли ползут по щекам вверх и запутываются где-то в волосах. И у меня так тоже было. Просто это начинался шторм.

Дождь мешался с брызгами. Форштивен врезался в разорванные волны. А по вантам вверх бежали капли. Ровно вверх, никуда не сворачивая.

Сердце, желудок и все внутренности подлетают вверх, забывая опустится обратно. Секунды невесомости становятся все длиннее, и ты уже точно можешь прочувствовать тот момент, когда отрываешься от палубы и зависаешь в воздухе.

Наверху, надрывая руки и глотки, мужчины убирают паруса. Качает, руки их скользя по краю паруса, и вынужденные смельчаки вгрызаются в промокший воздух, что бы не улететь вместе с каплями, что стремятся по вантам все выше.

Им хочется кричать, от страха или от восторга, и глаза их светятся безумием, понятным только ожидающим шторм. Безумием ужаса и бесконечного счастья. Счастья, которое может испытать на прочность и выдать свой диплом. Знаешь, а ведь именно без этого не могут жить настоящие мужчины.

И крик застревает где-то в носоглотке и стучит о борта черепа. Ты падаешь вниз, удерживая ногами исчезающую в волне палубу. И тебе легко от того, что слезы твои стремятся по щекам вверх. Или может это просто брызги. Кто их разберет.

© Катя Сехина

Впечатления практиканта с «Крузенштерна» курсанта СВФ БГАРФ Егорихина Д.

Своими впечатлениями о плавании от Амстердама до Бремерхафена на фрегате «ШТАНДАРТ» делится практикант с «Крузенштерна» курсант СВФ БГАРФ Егорихин Д.

Вернувшись с очередного увольнения в город Амстердам, я сразу получил известие о том, что вечером убываю на фрегат «Штандарт» по обмену, вместе с тремя моими товарищами. Я тут же принялся собирать вещи, предвкушая интересное путешествие на деревянном корабле.

Прибыли на «Штандарт». Нас встретил механик судна Алексей, который познакомил нас с распорядком дня, показал кают-компанию и объяснил, как вешать гамак. Мы быстро освоились, оборудовали спальные места и через некоторое время уже сидели на баке с Алексеем и общались на разные темы.

Он рассказал, что экипаж на судне меняется практически в каждом порту, потому что на «Штандарт» может попасть любой человек, желающий пойти в море.

Основное мероприятие дня - это подъём флага, на нем решаются все вопросы по вахтам, работам и приборкам. По расписанию каждый рабочий день на судне начинается с приборки. Меня и троих моих товарищей расписали по мачтам и на месте объяснили, чем мы будем заниматься. После инструктажа мы взялись за щётки и тряпки и принялись наводить чистоту и порядок.

Отход из Амстердама был назначен на 10:00. По окончании приборки мы успели немного отдохнуть. В назначенное время судно отошло от берега. Нас провожали очень здорово! Заиграл гимн России, и раздался гром береговой пушки. У меня, аж мурашки по коже пошли, как было приятно. Не прошло и 10 минут после отхода, как мы сыграли парусный аврал, и я уже помогал Алексею укатывать парус на фоке. Первые две минуты было страшновато, ведь это были не металлические реи «Крузенштерна», а деревянные брусья, которые ходили ходуном от ветра. Вскоре мы справились со своей задачей, и я спокойно сидел на баке и наблюдал за идущими рядом парусниками.

Ночью в период несения вахты мачтой фока, на которую я был расписан, мне удалось отстоять свой час на руле. Мой маршрут получился немного извилистым, но на первый раз - довольно неплохо. К концу вахты мы подошли к городу Эдельштадт, который известен огромным деревянным парусником «Батавия», стоящим на берегу в роли музейного экспоната. Именно туда мы и отправились на экскурсию по утру. Кстати, неподалёку на верфи строился еще один деревянный парусник, поэтому экскурсию начали с осмотра мастерских на этой верфи. Мы своими глазами увидели как кузнецы, резчики по дереву и другие мастера своего дела изготавливали детали для будущего парусника.

Самое интересное ожидало нас следующей ночью. Мы попали в шторм. Вот тут-то я ощутил разницу между огромным стальным «Крузенштерном» и маленьким деревянным «Штандартом». Как нас только не бросало на волнах. Палуба судна скрывалась под водой, всё это сопровождалось креном и дифферентом, каких я раньше не видел и не испытывал. Даже сидеть на палубе было нелегко, поэтому все лежали на спине, вцепившись во все, что можно было, чтобы не покатиться с кормы до бака. В общем, адреналина в эту ночь я получил на год вперёд.

Следующие сутки на «Штандарте» прошли спокойно, мы уже вклинились в расписание и четко выполняли свои обязанности на судне, убирались, стояли на камбузе, играли парусные авралы, швартовались и т.д.

Всё наше пребывание на фрегате получилось очень насыщенным, я получил массу впечатлений и остался очень доволен тем, что мне представилась возможность совершить переход из Амстердама в Бремерхафен на таком судне.

http://www.bgarf.ru/

Итак, пробежимся галопом по Европам

Стоим в Бремене, время проводим восхитительно. Никаких катаний, одна продажа сувениров и экскурсии. Команда высыпается и приходит в себя после Амстердама. Люди потихоньку разъезжаются. Вахта бизани сократилась первая, потому вахтим без передыха. Ходим в бассеин, по музеям, гуляем вдоль пристани.

Вчера ходили на крю-пати на «Гётенберг». Этот корабль стоит ровно по соседству. Тоже волонтерский, тоже учебный, в шесть раз больше. Смешные иностранцы и ящики с пивом между пушпортов.

Условия у них, конечно, райские. Несколько душевых, большие зеркала, офицерские каюты, новейшие приборы. Но среди их добровольцев есть такие, которые уже второй месяц в плавании, а на мачте так и не побывали. Да и цены на «катание» мягко скажем не штандартовские.

Сегодня прибегали к ним еще раз – лазали на мачту. Ванты поустойчивее, чем у нас, но на марсовую забираться труднее – наклон больше. Да и на самом топе команда «найди свой путь наверх» звучала двояко. Выбленки к топу не предусмотрены.

В культурную программу вошел музей климата. Между прочим, единственный в мире. Первые пару часов мы были уверены, что музей построен наркоманами для дебилов. Но потом нас тоже вставило и мы смирились.

Пустые комнаты по втыканию на экран или медитация на зажигающуюся лампочку показалась нам в высшей мере концептуальной. А некоторые экспонаты советские дети всегда организовывали дома. Например, положите кусочек льда под лампу и посмотрите, как он растает. Зато автомат по демонстрации занимает 2 на 2 метра минимум.

Но вторая часть программы удалась на славу – путешествие по разным климатическим зонам. По прежнему втыкать на экран с видеооткровениями местного населения мне не хотелось, а вот вдохнуть воздух пустыни, потрогать руками айсберги и ощутить на лице дождь и дыхание тропического леса было действительно чудом. Не считая того, что мы доили пластмассовых коров, почувствовали себя жуками-пришельцами и поднимались прямо на небо, там действительно было на что посмотреть. Главное относиться с трепетом и юмором.

© Катя Сехина

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | След.