Дневники команды

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

4 - 20 декабря 2009

4 декабря: нас стало на 3 человека больше. На борт приехали Капитан, Элс и Лина. Теперь на борту команда из 7 человек.

6 декабря: в бухте завис корабль береговой охраны. С учетом того, что это – воскресный день, и в Норвегии даже мухи не летают, мы заподозрили что-то неладное.
И точно – к обеду на «Штандарт» пожаловали трое джентельменов из норвежского КостГард. Похоже, у них это были учения по проверке документов. Проверка длилась два часа, и закончилась без замечаний.
В конце выяснилось, что капитан корабля – житель Ставерна, куда мы идем буквально завтра. Так что все наши планы по стоянке в Норвегии ему и так были известны.

Вечером уехала Элс. Было приятно, что человек прилетел из Голландии, всего только на выходные, пообщаться с нами и взглянуть на корабль.
Кстати, в Голландии полным ходом идет регистрация фонда «TS Shtandart».

7 декабря: переход из Крагеро в Ставерн. Погоду подобрали более-менее спокойную, волна чуть-чуть покачала «Штандарт» в начале перехода, но ихтиандра так никто и не видел. Ближе к вечеру на горизонте разглядели силуэт яхты, идущей попутным с нами курсом. «Вот ведь сумасшедшие, дома им не сидится, в декабре по морю шастают!» - прокомментировал экипаж и сквозь смех.
Ошвартовались в Ставерне. По прежнему, не можем подключиться к береговому электропитанию – в Норвегии три фазы почему-то 220 вольт, а не 380, так что к корабельному электрощиту «это» подключать нельзя.
Для экономии топлива на ночь стали выключать генератор.

8 декабря: сходили в сименс-клаб: это клуб моряков, кто не понял. Пообщались с Дядькой Тором (очень напоминает Санта-Клауса), поиграли в местный бильярд без луз.

9 декабря: на «новой» машине приехал Свенсон, с Катей Головиной. На борту почти «многолюдно».

10 декабря: переход в Тонсберг. Этот городок – районный центр. Как нам сказали – главнее Ларвика, и тем более главнее Ставерна. Шли по фьорду, на берегах которого – очевидно – коттеджи очень состоятельных норвежцев. Вода пресная и мутная – во фьорд впадает несколько речек.
Долго смеялись над неприличными названиями остовов в этом фьорде. Одно из таких названии – Нешуя, очевидный антоним названию рядом стоящего острова.
Ошвартовались в самом центре города – ближе не подойти. На набережной – гостиница, рестораны, морской клуб и музей. Вдоль причала расставлены ёлочки, подсвеченные симпатичными гирляндами.
Штандарт с тремя новогодними елками (на каждой мачте – особым образом развешены гирлянды) смотрелся здесь уместно и по-родному.

11 декабря: собрались и уехали все: Лина и Леша – самолетом, Свенсон, Катя, Лера и Слава – на машине Свенсона. На борту остались двое – Владимир и Макс. Поздно вечером ситуация нормализовалась, как во всех русских сказках и анекдотах: приехал третий – Миша Юшков.

12-13 декабря: В Тонсберге – совершенно чудесный харбор-мастер. Он какое-то времы даже возглавлял фонд парусника «Кристиан Радих». Думаю, не надо говорить что все нужды парусного корабля в иностранном порту он понимает без слов.
Для подключения к берегу он одолжил нам специальный трансформатор, ящик весом 120 кг. Весь день всем экипаже занимались подключением-переподключением розеток и проводов к трансформатору. Заработало!!!
Теперь выключая генератор, на борту можно оставлять включенной электропечку. Тепло и уютно.
Главная местная газета опубликовала добрую статью про нас, с приглашением заявится на переход в Осло. На выходных на борту было немало гостей. Сундучок для пожертвований проявил признаки жизни. Многие активно интересуются возможностью пойти на Штандарте.

14 декабря: утро началось с заправки двух тонн топлива – бесплатно, от щедрот харбор-мастера и порта Тонсберг.
К нам так хорошо все относятся, что появилось желание зайти сюда еще раз – только теперь уже летом.
Вокруг корабля замерз лед. Не толстый – сантиметра 4. Но все равно боязно – вдруг к моменту перехода в Осло еще толще станет.

15 декабря: харбор-мастер призвал ледокол очистить фъорд ото льда. Ветром тут же унесло все обломки.

16 декабря: переход пришлось перенести, причина – прогноз погоды. Встречный ветер до 15 м/с, мороз до 12 градусов – не самая удачная погода для плавания.

18 декабря: к 8.30 на борт собрались норвежские «сумашенцы», желающие испытать себя в суровых условиях морского плавания. К сожалению, прогноз хоть и верно предсказал, что ветер спадет, однако не совсем точен был в отношении направления: попутнячок будет только на следующий день.
Так что поставили одну лишь бизань.
Вместе с нами на борту было 12 человек. Жутко холодно, но солнышко – всю дорогу. Было интересно смотреть на Осло-фьорд: с восточной стороны от воды идет пар, как будто туда напихали кипятильников. С западной стороны – все чисто, вода холоднее. Позже нашли объяснение: вода Гольфстрима циркулирует во фъорде с востока на запад. Сначала она еще теплая, и «парИт», потом – уже остыла.
В сумерках заходили в порт. Решили все-таки отметить приход артиллерийским салютом. В заряды Максуд добавил фейерверочных шариков, так что в темноте выстрелы не только громкие, но и очень красивые.

19 декабря: Стоим на месте «Кристиана Радиха». Это метров 500-600 от центральной набережной. Близко, но не настолько чтобы публика нас видела и до нас доходила.
На борт пришел главный редактор крупнейшей норвежской газеты АфтенПостен. Оказывается, он про Штандарт писал статью еще 11 лет назад, когда корабль был еще на берегу у Смольного. Отлично говорит по русски, и вообще производит впечатление фаната развития русско-норвежского взаимопониания. Пришел с фотографом, около часа снимали корабль и капитана со всех возможных точек. Обещали статью в воскресный номер.

20 декабря: Валом повалил народ. Статья в АфтенПостан чуть ли не на самом заглавном месте. Сразу после рассказа о борьбе с всемирным потеплением.
Фотографии в самом деле получились хорошие. Анонс на первой странице, сразу рядом с заголовком. В общем, очевидно, что отнеслись с уважением.

Захват Крагерё 1-2 декабря 2009

01.12 В 13.00 отправились стрелять в крепость.

Детишки восторженно кричали с берега, всем понравилось. По прибытии обратно на причале нас ждал губернатор и журналисты (двое журналистов находились на борту во время нашего получасового вояжа).

Макс провел губернатору экскурсию, губернатор подарил Штандарту герб города. Он был серьезен, краток, от чая-кофе отказался. Днем принимали посетителей. Раздавали малышам пиратскую газировку (небольшая реклама от местного магазина игрушек). На борт зашел предводитель местной шайки лоцманов, по совместительству брат нашего друга Рёдера – Гейир, и Мортен (хочет устроить на корабле корпоративную вечеринку). Говорили о делах, о визите в Швецию в том числе. На экскурсию зашло семейство эмигранта-чеченца. Жена с сыном (и пиратской газировкой) вскоре ушли, а Зелимхан гостил у нас до вечера. Рассказывал о местных нравах, финансовом благополучии норвежцев. Нам он понравился. Начинает по-настоящему холодать. На палубе иней, швартовый конец отогреваем под квартером, чтобы сделать аккуратную бухту.(((

02.12 Большая часть дня была посвящена корабельным работам: делаем новые вымбовки, чистим рынды, латаем флаги, стираемся. Прием посетителей… обычный такой день. А! Луна была! Сумасшедшая огромная розовая луна, так низко над горизонтом!

***

О главном: Кораблику хорошо там - в море, но плохо без всех нас, которых нет там. Корабль живет, дышит, ходит. Был отличный переход из Ставангера. Управлялись в две вахты. Тогда нас было 10 + Чел. Итого 11. Чел - это норвежское имя. В Ставерне нас стало 8. Очень запомнился выход с профэкипажем "Кристиана Радиха". Разделились на вахты, небольшой инструктаж - ребята взрослые, знают что к чему. Но, как мне показалось, не все были готовы работать с парусами или выходить наверх - наверное, профстатус не позволяет. Ведь у них существует четкое деление на тех, кто работает на мостике, кто с парусами, кто кок и т.д. Ребята проявили себя очень активно. Пришлось немало побегать. После выхода поделились впечатлениями: очень интересно, но тяжеловато. Да, тяжеловато и мне пришлось. Спустя годы кораблик меня все-таки победил. Тааак, я еще не болела. Мне казалось, что я могу похвастаться своей стойкостью к качке. Но тут, наверное, мое долгое отсутствие на борту сказалось, или уже психика не та.

С командой Кристиана Радиха хорошо подружились. Ходили к ним в гости на обед и ужин. Капитан провел для нас подробную экскурсию. Макс сводил их капитана к нам на грот, а мы залезли к ним на мачту. Ох! И какие же холодные у них снасти!! Пальцы немеют моментально. Мокрое, холодное железо - это далеко не наши веревочки. Как же приятно сжимать в руках теплые снасти и обнимать деревянный рей на Штандарте!

Вскоре на "Радих" прибыли кадеты, и мы проводили наших друзей в рейс к далеким жарким Канарам.
Помимо прочих переходов, запомнился выход Штандарта с участием норвежских школьников. Школьников мы повстречали на пристани дракаров. Они перебрасывали балласт из лодок, в то время как мы пришли к ним на экскурсию. Тогда Макс предположил: вот чем занимаются провинившиеся школьники в Норвегии - тягают камни. Но оказалось, что школьники участвуют в работах абсолютно добровольно и, более того, в сезон ходят по морям на дракарах. Тут, мы сразу и зазвали их на Штандарт. Зашли из далека - позвали на экскурсию. А потом пригласили с нами на парусно-тренировочный выход. Тут уж деваться им было некуда - как же мы (нас тогда было 5 вместе с капитаном) управимся без их помощи? Это был самый запоминающийся выход на Штандарте в период моего присутствия в Норвегии. На каждую мачту пришлось по одному нашему брату: я, Лера и Игорь, и по грозди школьников. Провели инструктаж, сходили на сезни, все поставили. Живых и не очень стало поровну. Ну ничего, живые были живее живых. Вот у меня на фоке было целых два Нортона (очень распространенное норвежское имя), руководитель группы и Кристина. Они такие умницы!! На поворотах работали быстро, понимали с полужеста, чего хватать, а что оставить в покое. Несмотря на то что многие пролежали весь выход, всем очень понравилось. На следующий день вышла газета со статьей, фотографиями и интервью школьников.
Такую практику нужно продолжать. Хорошо бы привлечь норвежскую молодежь к нашему проекту. Погода позволяет - нужно ходить.

Информация о Штандарте несколько раз попадала в СМИ области, чаще в печатные. В первые дни пребывания Штандарта в Ставерне и Ларвике было очень много посетителей, мы несли полноценные вахты на трапе, раздавали буклеты, проводили экскурсии, беседовали, обзавелись друзьями, которые еще не раз приходили на борт. Приятно было встречать людей, которые помнят корабль с его предыдущего захода в Ларвик в 2004 году. Нам приносили фотографии Штандарта, Мира. Местный народ хорошо знаком с нашим парусником "Мир". Со временем народу стало приходить все меньше и меньше, особенно, в Ставерне. Бывали дни, когда ни один человек не заходил на борт. Просто Ставерн очень-очень маленький городок. Все жители могли посетить кораблик за 1 день. Но участники проекта по строительству брига постоянно приобщали нас к каким-нибудь городским или областным событиям.

Так, в один из выходных дней в Ларвике праздновали ночь культуры. В городе был запланирован ряд мероприятий: официальная часть в морской церкви с участием хора, оркестра, губернатора города, военных моряков, членов клуба моряков и других жителей города; городская лотерея; концерт; фейерверк. Может быть что-то еще, о чем я не знаю. Мы очень хорошо подготовились к празднику. Нас было 5, но мы в тельняшках. Штандарт вошел в город с пальбой из пушек (благодаря Игорьку). Наш образ гармонично дополняли находящиеся на палубе вояки в красивых мундирах. На камбузе был приготовлен борщ (благодаря нам с Лерой ), который наши друзья заранее разрекламировали в Ларвике. Горячий борщ был очень кстати для гуляющего в пасмурную, мокрую погоду народа. Сразу после прибытия нас пригласили участвовать в официальной части праздника в морской церкви. Макс, Игорь и я облачились в наши лучшие наряды на борту - колготки и треуголки не забыли. Даже гитару не забыли, потому что нас вдруг известили, что мы будем выступать. Сидя в первом ряду рядом с губернатором и его женой, мы с Максом пытались морально подготовиться к "выступлению". Игорек был готов, ведь это он успел до этого прославиться во всех местах, куда нас приглашали . Когда мы с Максом поняли, что морально не готовы испортить песню, мы подло подставили Игоря. Так как все действо в церкви происходило на норвежском языке, не трудно было заметить, когда прозвучало имя Igor - Игорь пошел... Я не помню, как называется песня, которую он пел. Но помню, что он сказал по-английски: "это русская морская песня о моряке, который скучает по родному городу". И он сыграл и спел! И это было здорово! Очень сильно, эмоционально и энергично! Ему аплодировали. Игорь отдувался за весь наш Штандартовский хор уже не впервые. Он просто спасал нас, когда нас поставили к стенке участники морского хора в Лангезунде. Сначала завлекли чаем и вафлями, а потом поставили к стенке и сказали петь. В тот раз мы подпевали Игорю как миленькие. В городскую праздничную лотерею мы выиграли вафельницу. Из церкви нам нужно было вернуться на борт, потому что нас ждала публика. Весь вечер принимали гостей, хотя погода была мерзкая, и из-за нее отменили фейерверк.

По поводу судовых работ: людей на борту мало, но время судовым работам уделять надо. Пока Талья была на борту, она занималась расходниками, устанавливала кофельнагельные планки, находила чем заняться. Леша почти постоянно был чем-то занят в машине, электрикой, гальюнами. У него то уж точно работы хватало. Починили пару флагов. А самое глобальное, что мы сделали - отмыли оба внешних борта от ржавчины. Теперь у кораблика красивые, ярко-желтые борта. Вообще, Штандарт нуждается в основательном косметическом ремонте. Так как несколько штормовых стоянок дали о себе знать. От швартовов и веревок от кранцев как всегда страдают планшири, борта, венки, и даже обшивка вытяжек машинного отделения не выдержала. Частично при помощи подручных средств удается защитить борт от истирания, но не всегда.

Ну и, конечно, хочется отметить хорошее руководство капитана. Я и, наверное, остальная команда, полностью доверяли ему в море. Руководство Макса на берегу, на мой взгляд, было очень грамотным. Он всегда полностью владел всей ситуацией, решал сразу несколько вопросов, поддерживал связь со всеми контактными лицами, инстанциями на берегу. Несмотря на то что у него появилось много серьезных дел, задач, встреч, вопросов, он не удалялся от остальной команды. Это очень важно, когда команда очень маленькая. Всегда и во всем старался быть с нами: вахтил, мыл палубу, чистил борт, мастерил ящики и даже пек корабль. Спасибо!

© Маша Панова

25-30 ноября 2009

25.11 Маша и Игорь уъехали сегдня в 9.00. Рёдер подбросил их до Ларвика, где они садятся на поезд до аэропорта Осло. На борту осталось 3 человека. День проходит спокойно, работа – слаженно, но ребят все же не хватает. Скучаем.

Сегдня на верфи великое событие – открытие нового моста. Он ведет через канал, который заканчивается в 200 метрах от моста, и теперь не нужно будет проделывать этот огромный путь, а пересекать канал по мосту (ширина самого канала около 7 метров). Церемония была подготовлена с местным размахом: 5 человек (Макс, Лера и 3 ставернца) промаршировали от Штандарта до моста. Зрителей было не больше 15 человек, половина из них – наши спасатели, которые случайно проходили мимо. Послушали речь, разрезали ленточку, подняли русский и норвежский флаги. Затем был 15-ти минутный фуршет из безалкогольного шампанского. Было скучно, и поэтому забавно. На следующий день в газете появилась статья об этом событии с нашими фото.
Погода начинает ухудшаться. Из-за отраженной волны корабль сильно раскачивает. Шватровым концам и кранцам очень не нравится здесь.

26.11
Очень сильный ветер и волны. Ночные вахты по 3 часа, лопнул кранец и швартовый конец. Но, судя по прогнозам погоды, во второй половине дня ветер стихнет. Ждем. Из-за погоды не пошли в Крагере. Ветер до 16 метров, 6 метров волна. На переход к нам собирались волонтеры - 5 яхтсменов из Ставерна. Пришлось их расстроить, но в Крагере мы пойдем все равно, т.к. обещали, и в газете местной про визит Штандарта уже статья появилась.
Сегодня закончили монтаж гирлянд – пустили еще одну по борту под планширем и подвели все к 2 выключателям на полуют так, чтобы можно было все зажечь одновременно.

27.11
Сегодня позвонил Слава – не может найти нас в Крагере. Он не последовал инструкциям Макса, не отзвонился из Осло и не знал, что в Крагере мы не пошли. После долгих раздумий, он написал, что идет в Ставерн пешком. Это стало шуткой дня, но он действительно оказался на борту к 18.00.
Привез нам долгожданную ручку для каюты Макс и лампочек. За несколько часов до него ящик лампочек принес так же капитан порта.
Завтра на верфи открывается Christmas market. За места на ярмарке все платят денежку, но Рёдер организовал мам бесплатный стол. Готовим стенд: перевезем сувенирный рундук, готова презентация на ноутбуке, российский флаг и листовки.

28.11
Утром пришло смс из Крагере: сожалеют об аварии поезда в России. Мы приспустили флаг.
Рождественская ярмарка получилась довольно большая, столько народу в Ставерне мы еще не видели. Сувениры, правда никто не покупал, зато угощали Леру вафлями и кофе – польза вышла все равно.
Утром вышла газета с фото Штандарта с зажженными гирляндами. Вечером мы оказались в центре праздника. Сделали 6 залпов и зажгли гирлянды всем на радость. Макс участвовал в официальной части праздника на площади, с которой все наблюдали шоу: принял слова благодарности и норвежский флаг (подарок Штандарту).

29.11
Ветер стих, было принято идти в Крагере сегодня. Из волонтеров присоединиться к нам смог только одни – Ганс.
Днем Лера ходила в супермаркет с дамой из реконструкторского клуба на верфи. Они решили оплатить нам покупок на 1000 крон. Очень милые и энергичные дамы. По приходу в Крагере экипаж пригласили на ужин в дом Пера (знакомый Рёдера, который занимается нами в Крагере).

30.11
День очень холодный, посетителей крайне мало. На борт заходили Пер и Эйнар (начальник крепости) с супругами. Обсуждали всякое умное, договорились стреляться во вторник. 3 залпа до 14.00.

***

Провела на корабле добрых 45 дней. Перемещались мы по небольшим южным городкам Норвегии: Ставерн, Ларвик, Поршгрюн, Лонгезунд и что-то еще. Основным местом пребывания Штандарта остается городок Ставерн. Здесь находится верфь, на которой собираются строить деревянный бриг. Организаторы, участники и волонтеры проекта очень рады нам, всеми руками и ногами за то, чтобы кораблик остался на зимнюю стоянку около верфи. Здесь крепко подружились с дядюшкой Карс(ш)теном, Рёдером и тетушкой Рюной. Это люди, которые не только пытаются помочь в решении "глобальных" вопросов: визы, стоянки, береговые службы, береговое обеспечение и т.п., но и забегают по вечерам в гости, просто поговорить, попить чаю, посмеяться. Эти люди уже понимают наши шутки. Для них, например, выражение talktoThor звучит также смешно, как и для нас. (Нам просто очень часто приходится обращаться к дядюшке Тору. Поэтому в речи постоянно присутствует словосочетание токтутор.)

Нас всячески пытаются привлечь к делам на верфи, городским мероприятиям. А мы и не сопротивляемся. С удовольствием помогли со сбором яблок и груш, которые нам и достались. Участвовали в уборке территории на верфи. Покрывали олифой деревянные повозки. Даже мастерили ящики для городских клумб - вот тут-то мы и показали наше мастерство в работе с деревом . А еще из коротких кусков гирлянды собирали длинную гирлянду для украшения городских улиц перед рождеством. В итоге, нам досталось, наверное, не меньше двух километров гирлянды для украшения корабля. Так мы с радости такой рождественский лес из трех елок на борту устроили, что нам сразу же пригрозили попасть в завтрашнюю газету.

Пока бриг собирается строиться, мы строили кэндисшип для участия в местном конкурсе пряничных домиков. Нам принесли стройматериалы: ведро теста, несколько килограмм марципана, несколько бухт лакричных веревок и многое другое. Кто-нибудь видел прежде Максуда со скалкой? Глядя, как Максуд Джумшутович старательно согласно чертежу раскатывает шпангоуты из теста, я ни чего другого вымолвить не могла, как только: И до чего же Вы, батенька, докатились? Ох, нелегкое это дело - строить корабль. Вот тут-то мы и убедились, как важны штаги. Без штагов все мачты в кучу, а бушприт на полшестого. Но мы справились, лакричные снасти не подвели. Приз на конкурсе явно будет наш!

В Ставерне находится, если я правильно поняла, лучшая школа спасательных служб на воде в Европе. У них 6 раз в год проводятся спасательные учения. В этот раз команду Штандарта пригласили принять участие, посчитав это полезным для нашего опыта. Мы, конечно, были очень благодарны, что о нас подумали. Участвовали Макс, Лешка, Лера и я. Игорь остался на борту. Конечно же, роль, на которую мы могли претендовать, оказалась - пострадавшие. Сначала руководитель учений ознакомил нас со схемой операции, затем провел экскурсию по школе, пригласил на обед. Потом нас облачили в "космические" костюмы и мы отправились на место предполагаемого столкновения парусника "Титаник" и эстонского грузового кораблика.

Поврежденный Титаник потерял управление, его несло прямо на скалы. Грузовой кораблик в результате смещения груза получил опасный крен, остался без управления. В результате: Мы с Лешкой вдвоем, видимо, оказались самыми опытными и шустрыми в вопросах спасения, ибо ни каких повреждений не получили, слиняли в спасплот и спокойненько дрейфовали, пока спасательный катер не промчался мимо и не устроил нам расколбас. Лера и Макс, судя по обстоятельствам, не успели совладать с ситуацией, так как оказались завалены грузом на борту эстонского пароходика. Тельце норвежского пострадавшего вообще бултыхалось в воде. Ну, и как же без трупа? Труп на грузовом судне. С этой ролью отлично справился школьный манекен-тренажер.
Спасательный катер и вертолет работали слажено в паре. Сначала катер подошел к борту грузовичка, оттуда высадились бодрые ребята в шлемах. Нашли нашу Лерку и вежливо списали на вертолет. Затем они откапали Максуда. Но с ним не так все просто оказалось. Макс так правдоподобно притворялся контуженным, что заставил понервничать спасателей. Они отволокли недвижимого Макса к вертолетному тросу и десантировали его вслед за Лерой. На носилках в воздух подняли и труп. Пока часть спасателей работала на борту грузового судна, катер занимался спасением человека в воде. Переохлажденному пострадавшему тут же на борту катера оказали медицинскую помощь. Затем спасли и нас с Лешкой. Надели на каждого пояс и гроздью подняли на вертолет. Так завершились учения. Спасательная бригада с удовольствием приняла наше приглашение на экскурсию по Штандарту. (продолжение следует)

© Маша Панова

Ставернские дневники 20-25 ноября 2009

20.11 Наши друзья из Seaman’s club договорились о бункеровке по очень низкой цене. Заправились на 2 куба, по 4 кроны за литр.

21.11 С утра установилась хорошая погода, мы вернулась в Ставерн. Перед отплытием одни пожилой мужчина подарил Штандарту рукодельное панно с фотографиями и плетением, которое сделал сам в 2004 году. Мы пригласили его семью на борт, провели экскурсию, и выпили вместе чаю.

Заправились водой, пускали на борт посетителей. Город украшают к Рождеству. Мы помогли монтировать новые гирлянды, а старые нам предложили взять для украшения корабля (около 2000 метров!) Сегодня закрепили гирлянду на гроте (около 80 метров). Красотища! Часть гирлянд ушло на хозяйственные нужды, а именно, подсветку трюма, ибо лампочек катастрофически не хватает. Наш друг Карстен познакомил экипаж с ребятами из одной британской съемочной компании. Они снимают фильм на маяке возле Ставерна. Корабль им очень понравился, поступило даже предложение в будущем снимать на борту другой фильм. Вечером все были приглашены на рюмочку чая. Получились веселые шумные посиделки до поздна. Гостей было около 20, мы угощались норвежской картофельной водкой и морепродуктами (подарок от соседнего ресторана).

22.11 Что-то экипаж заболел. Общего здоровья хватило только на уборку и мелкие хозяйственные работы.

23.11 Наконец то мы приступили к строительству корабля. В течение недели нас снабжали стройматериалами: тесто, лакрица, конфетки. Каждый год в Ставерне проходит конкурс на лучший кондитерский домик (по мотивам одной сказки про ведьму, которая заманивала детей в дом из сладостей). Нащ друг Рёдер (волонтер проекта строительства брига) придумал приготовить не дом, а кораблик. Мы (как могли) помогали готовить этот Candy ship. Испекли шпангоуты из печенья, лакричные тянучки использовали как снасти, склеивали все это чудо гоголь-моголем. Что получится в итоге узнаем когда вернемся из Крагере, т.к. завершали работу уже не мы, а сам конкурс пройдет в выходные, когда нас не будет. Из за сильной волны перешвартовались на другую сторону пирса.

24.11 Учения. Сегодня мы закончили монтировать рождественские гирлянды на Штандарте. В итоге получилось 4 елочки, которые видно со всего Ставерна. Во время работы к нам подъехала пожарная машина… пожарные сфотографировали корабль и уехали, все прохожие в восторге, как и мы сами. Работать закончили в час ночи, и до самого конца на берегу стояла машина и подсвечивала корабль дальним светом, чтобы сделать хорошие фотографии. Ребята обещали подарить нам диск с этими фото и фото Штандарта в предыдущие года, и еще постараются поместить фото с гирляндами в местной газете. Ужинали в начале первого, Маша и Игорь собирали вещи перед отъездом.

Самое яркое происшествие дня в изложении Макса: «Лежу прислонившись щекой к ржавой палубе маленького эстонского парохода. Предательский кусочек полиэтилена прилипший к палубе колышется на ветру, щекочет мне ноздрю, и ужасно мешает притворяться смертельно раненным. Эх, почесаться бы сейчас! Но пошевелиться никак нельзя, сразу найдут. Да и возможностей пошевелиться не шибко-то много: при столкновении меня завалило автомобильными покрышками, досками, деревянными ящиками и ещё каким-то хламом.

Нам-то с Лерой повезло ещё, мы хотя бы остались на корабле, а вот Маня с Лёхой болтаются сейчас где-то между скал на тщедушном спасательном плотике. Хотя, кому из нас повезло больше, это ещё вопрос. Слышен звук мотора приближающегося катера. Они уже совсем близко. Лёгкий удар об борт нашего корабля, топот ног, возгласы на незнакомом языке. Ну всё. Приехали, сейчас заберут. Леру нашли первой. Чувствую, как надо мной начинают разгребать обломки. Появляется голова в шлеме. Вопит что-то на своём языке, явно обращаясь ко мне. Наверное, интересуется, как я себя чувствую. А как я, блин, должен себя чувствовать, если я лежу на палубе мордой вниз, без движения, заваленный чёрт знает чем?! В ответ ему закатываю глаза и высовываю язык: дескать, бывало и получше. Да куда-ж ты меня поволок-то, нелюдь? Проверил бы сначала, не сломано ли у меня чего? Во! вроде одумался, прощупывает руки, ноги, шею, позвоночник и рёбра. Перевернул меня на спину, зовёт товарища, дескать, давай этого грузить.

С жутким грохотом над кораблём появляется полосатое брюхо Sea King. Ох и здорово же из-под него сифонит! Вода аж бурлит вокруг корабля! Никогда ещё не приходилось видеть вертолёт с такого ракурса и на таком расстоянии. Открывается люк, на стальном тросе на палубу спускается человек. Надо же, с первого раза попал на палубу! Глазом не успел моргнуть, а Леру уже затаскивают в вертолёт через бортовой люк. Интересно, кто следующий? «Алё, товарищи, да куда-ж меня вперёд ногами-то, а? Живой я ещё!» Накидывают на меня петлю, доля секунды, лёгкое касание головой об брюхо вертолёта. Слава богу, вовремя остановили лебёдку. Сразу видно, дядьки не первый день занимаются подобными делами. Тем временем там внизу наших ребят поднимают с плота на спасательный катер, видимо, не суждено им прокатиться на вертолёте сегодня. Приземлились на вертолётной площадке в Ставерне. Не очень-то вежливо экипаж вертолёта распрощался с манекеном, изображавшим труп: Они бесцеремонно выбросили его прямо на посадочную полосу, и спокойно себе улетели в неизвестном направлении. Я перекинул «труп» через плечо, и мы с Лерой неспешно поплелись в направлении спасательной базы, обсуждая по дороге прошедшие учения, вызывая своим видом недоумение прохожих. А ещё через пятнадцать минут на том же самом вертолёте доставили остальных «пострадавших»: Маню и Лёху. Их подобрали со спасательного катера. Image Вот так мы приняли участие в учениях спасателей норвежской школы Съёрденингскёле (произносится как то так)... Вечером ребята были на экскурсии на борту, выпили с нами чаю.

25.11 Сегодня мы участвовали в церемонии открытия моста в Ставерне. Событие маленькое, скучное. Был дождь и ветер, но мы выполнили обещание и пришли нарядные на торжество, поднимали норвежский флаг.