15 лет «Штандарт» на воде

Дата публикации:
03.09.2014

У нас юбилей

15 лет со дня спуска на воду фрегата «Штандарт»

15 лет назад, 4 сентября 1999 года, на набережной Невы у Смольного собора был спущен на воду уникальный парусный корабль — фрегат «Штандарт», построенный руками петербургских энтузиастов.
«Штандарт» — самый большой построенный в России деревянный парусник. Вот уже более десяти лет он ходит в дальние морские и океанские плавания. За кормой больше ста тысяч морских миль и несколько сотен портов. Капитан и команда полны энергии, и уже разрабатывают проект нового парусника.


Деревянные корабли, да ещё и боевые, как «Штандарт», не сходили со стапелей русских верфей с середины XIX века, когда развитие оружия и появление паровых двигателей отодвинули парус и дерево на задний план. Однако, со временем, парусники вернулись на горизонт в качестве учебных — стало ясно, что даже для вождения больших стальных пароходов нужна морская практика на парусном судне.
Кроме того, всем знакомо волнение, возникающее у любого человека при виде несущегося на всех парусах красивого корабля, как будто проходящего сквозь время. Поэтому спуск петровского парусника в 1999 году вызвал у петербуржцев огромный интерес. Церемония спуска фрегата «Штандарт» собрала около 40 000 зрителей, торжества прошли в присутствии губернатора Петербурга и всего аккредитованного в России посольcкого корпуса. 


Британский принц Эндрю, герцог Йоркский взял воссоздание «Штандарта» под свой патронат.

Все 6 лет строительства корабля оператор и режиссер Юрий Александров снимал историю на черно-белую кинопленку. Получился удивительный фильм «Парус Надежды»

Рассказывает строитель и капитан «Штандарта» Владимир Мартусь:


«Изначально была идея спустить «Штандарт», как в старину — когда перерубают веревку и корабль соскальзывает по слипу в воду. Но, пока мы строили, город начал строить набережную, и такой вариант стал невозможен. Пришлось задействовать мощный подъемный кран.
Порт Санкт-Петербурга предоставил плавкран „Богатырь-4“, но оказалось, что ему не хватает полутора метров глубины. Пришлось ототвигать его от набережной на глубину, ставить широченный понтон. Но даже и на удалении от берега глубины не хватало. Когда кран начнет поднимать корабль, накренится и просядет. Капитан плавкрана очень опасался, но я его убедил, сказав Все будет хорошо, что-нибудь обязательно придумаем". И вот, за день до спуска, поднимается штормовой ветер, и уровень воды в Неве повышается ровно на полтора метра. Отлично, работаем, заводим стропы, начинаем поднимать корабль, я в это время стою на сцене, рядом губернатор, послы, все говорят торжественные речи… и тут меня крановщик вызывает по рации: „Ветер 17 метров в секунду, я не могу работать, у меня разрешение только до 15-ти метров“. Говорю: „Подожди двадцать минут, сейчас что-нибудь придумаем“. И пока мы договариваем со сцены речи, ветер чуть-чуть стихает. Вызываю крановщика: „Ну как?“ — „14,5 метров, можем работать!“. И „Штандарт“ сошел на воду точно по времени, в 17.20 4 сентября 1999 года».


После пяти лет трудов и торжественного спуска на воду команда всю зиму оснащала корабль мачтами, парусами, а также наполняла современной «начинкой». 


В июне 2000 года корабль отправился в своё первое дальнее плавание с первым молодёжным экипажем на борту. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства, по тем городам и странам, которые более трёхсот лет назад посетил Пётр I.
За 15 лет «Штандарт» прошёл более 110 000 морских миль, посетил сотни портов, представляя Петербург и Россию, с гордостью, так, как это делал бы Пётр 1. Почти ежегодно корабль принимает участие в гонках больших парусников «The Tall Ships Races», соревнуясь наравне с известными российскими учебными судами «Мир» и «Седов». «Штандарт» неоднократно снимался в полнометражных и документальных фильмах на исторические темы, и каждый год является главным гостем фестивалей исторических деревянных парусников в Европе.


Корабль прекрасно выдерживает дальние морские переходы. В 2010 году «Штандарт» совершил зимнее плавание в замерзающем море в Норвегии, обогнув мыс Нордкап. Зимой 2013/2014 — первое океанское плавание до Канарских островов и обратно, с заходом в порты Африки и Мадейры.

Рассказывает капитан:
«Сходили на Канарские острова. Первый Атлантический переход. Самая южная точка — остров Гран-Канария. Самая западная — в море, чуть-чуть не доходя до Азорских островов. Самый долгий переход без земли получился 1200 миль, шли десять суток. Всегда было интересно попробовать. 400 миль от берега! Это, знаете ли, бодрит. Потому что на таком расстоянии даже спасательный вертолет не прилетит. Надо рассчитывать только на себя.
И там же мы попали дважды попали в девятибалльные шторма. Один раз на день, другой - на двое суток».

В океане корабль показал превосходные ходовые качества и хорошее состояние, несмотря на достаточно серьёзный для деревянного корабля возраст. Команда прошла через все испытания не менее достойно. Традиционно на борту «Штандарта» всегда находится молодёжный экипаж, причём некоторые из участников отправляются в море впервые. И вот, уже через несколько часов, новички наравне с опытными членами экипажа ставят паруса, стоят за штурвалом и лезут на мачты. Спустя несколько дней плавания — команда петровского парусника работает четко и слаженно, и в этом — уникальная особенность всего проекта.
Журналисты телеканала Russia Today были на борту во время этого перехода, и делали отличный фильм.

Идея «Проекта «Штандарт» — воспитать поколение молодых людей, неравнодушных к морской истории России, активных лидеров, способных брать на себя ответственные задачи. Управляет кораблём бессменный капитан и несколько его помощников, которые тоже когда-то пришли на борт новичками. Это суть практики — постепенное усложнение поставленных задач. За 15 лет экипаж фрегата сменился множество раз — историческую парусную «школу жизни» на корабле прошло несколько тысяч человек. Многие люди возвращаются каждый год, чтобы вновь пройти сложное плавание, преодолеть себя, а также пережить прекрасное чувство дружеской поддержки единомышленников на борту.
К сожалению, за последние пять лет русский фрегат Петра 1 ни разу не заходил в российские воды. «Штандарт» очень тепло принимают во всех европейских портах, на борту корабля ежедневно в 8-00 поднимается российский флаг, однако в России для уникального корабля нет закона, регулирующего права исторических кораблей-реплик. Команда «Штандарта» неоднократно обращалась за поддержкой к властям, но результата до сих пор нет, а корабль продолжает плавания с международным экипажем, в котором всё же большинство составляет русская молодёжь. Интерес к деревянному кораблю до сих пор достаточно высок — в 2014 году силами «народного финансирования» в России удалось за короткий срок собрать средства на пошив новых парусов для корабля — поддержку оказало более 300 человек. Ежегодно более тысячи человек приезжает на борт в качестве практикантов и волонтеров, в портах традиционно на «Штандарт» приходит множество посетителей, среди которых также много россиян.

Успех проекта даёт возможность команде «Штандарта» развиваться, а возрастающий интерес в мире к настоящим деревянным парусникам — даёт силы для новых идей и планов. В 2014 году на конгрессе Европейской ассоциации морского наследия экипаж «Штандарта» представил новый большой, дерзкий и очень сложный проект — строительство точной копии знаменитого чайного клиппера «Катти Сарк».

Рассказывает капитан:
«Новый парусник в два раза больше «Штандарта». И ходить на нем мы предполагаем гораздо дальше. В Китай за чаем, в Австралию — за шерстью. В Бразилию — за кофе. Корабль будет возить грузы под парусами, чисто и экологично. На борту новой «Катти Сарк» с нами в море смогут пойти и любители романтики, и будущие профессионалы-мореходы. Парусная практика — лучшее морское образование для будущих капитанов».


«Штандарт» собирает деньги на создание проектной документации для строительства «Катти Сарк» и ее согласование во всех возможных инстанциях. В какой стране будет строиться клиппер, пока неизвестно. 

Тем временем, команда уже составляет расписание «Штандарта» на будущий год. В планах на 2015 — участие в больших гонках в Норвегии, визиты в старинные города Германии, Дании и Швеции, много морской практики и интересных событий. Предварительный план плавания-2015 уже опубликован на сайте, открыта возможность подать заявку.