Бросив якорь в Сантандере, команда «Штандарта» отправилась в Сан-Себастиан — гостеприимный городок в Стране Басков, известный своим кинофестивалем (одним из самых старых и престижных в Европе) и... крайне амбиционным проектом по воссозданию китобойного судна XVI века «Сан-Хуан».
Судьба баскского китобоя «Сан-Хуан» заинтересовала канадского историка Сэльму Хаксли в середине 1970-х годов. Несмотря на то, что баски были самыми искусными китобоями Европы XVI века, современные ученые располагают крайне скудными данными об их быте и технических достижениях. Отважные моряки добывали китов в акватории Бискайского залива, но в какой-то момент пересекли Атлантический океан и наладили контакты с аборигенами острова Ньюфаундленд. Они были искусными китобоями своего времени и, даже через сто лет все европейские промысловики учились этому искусству именно у басков.
Благодаря исследованиям Сэльмы Хаксли стала известна судьба корабля «Сан-Хуан». Хорошо оснащённый китобойный корабль отправился к берегам Северной Америки в 1563 году и, после успешного промыслового сезона, затонул при невыясненных обстоятельствах у берегов Ньюфаундленда. Канадская исследовательница изучила все доступные архивные документы и выяснила точное место кораблекрушения судна. В 1978 году были обнаружены обломки китобоя и группа энтузиастов из разных стран приступила к археологическим раскопкам на глубине 12 метров.
Эта экспедиция в области подводной археологии считается профессионально образцовой.
Результатом 30-летних исследований стало создание фонда Albaola Itsas Kultur Faktoria. Амбициозная цель фонда — строительство реплики легендарного баскского китобоя. Киль современного «Сан-Хуана» был заложен в 2014 году, а уже сейчас на нём установлены три палубы и начата обшивка бортов. В планах создателей спуск судна на воду в 2020 году.
Наш экипаж встретил руководитель плотницкой школы при верфи — Мигель. Встречая группу, он радушно старался пожать руку каждому и узнавал имя, при этом трогательно извинялся заранее, если забудет или перепутает непривычные для него имена иностранцев в ходе проведения экскурсии.
Мы посетили музей и мастерские, и попали в святая святых, — верфь, недоступную обычным посетителям (более 60 тысяч человек в год), — где кипит работа по созданию «Сан-Хуана». Экскурсию по судну провёл президент фонда Albaola Хавьер Аготе.
«Воссозданный ''Сан-Хуан'' должен повторить путь исторического прототипа. И, разумеется, вернуться в родную гавань», — улыбаясь, рассказывал Мигель. Сразу верится, что корабль будет сопровождать удача — в таких заботливых руках энтузиастов.
После экскурсии мы побеседовали с Хавьером о планах «Штандарта», о возможностях обмена опытом, и, на прощание, обменялись сувенирами.
Нынешний экипаж был впечатлён этой поездкой.
«Невозможно не отметить, что эти люди желают сохранить свою уникальную историю»... (Владимир - вахта грота)
«Видели, как у Мигеля светились глаза, когда он рассказывал для нас с душой о Сан Хуане! Фанаты - в лучшем смысле этого слова»! (Дмитрий — вахта грота)
«А мне запомнилось, что они хотят воссоздать тот переход, но со счастливым концом»… (Алексей - вахта фока)
А вам, друзья, эти увлечённые баски никого не напоминают?
«Штандарт» —
это приключения, походы, морские путешествия!Заполнить заявку и отправиться в плавание!
Где «Штандарт» сейчас? Вы можете следить за перемещением корабля в реальном времени с помощью online-сервиса.
Если «Штандарт» не оставил Вас равнодушным, поддержите Проект переводом через сайт или станьте волонтером!