Половина лета за кормой!

Дата публикации:
21.07.2011

В самом начале июня, поздним вечером выйдя из Кильского канала в Балтику, «Штандарт» направился в датский Сённерборг, чтобы принять участие в гонке исторических парусников до города Фленсбург (Германия).

Регата исторических парусников


Оказалось, что в Данию корабль пришёл самым первым, и гонка назначена на следующий день — у команды появилась возможность сойти на берег и познакомиться с датской действительностью.

Дания


Постепенно в порт подходили и остальные корабли — участники гонки. 

Исторические парусники прибывают в порт Сённерборга


И вот, наутро, подняв все паруса, исторический флот вышел в море. Погода оказалась солнечной, жаркой, и абсолютно безветренной.

Парусная регата


Команда «Штандарта» страдала от жары на реях срочно вооружала фок-мачту приведённым накануне в порядок парусом.

Работа с парусом 


Моряки использовали все возможные паруса, чтобы поймать даже самые слабые движения морского воздуха. 

Голландский тьяльк Такой дополнительный парус на гроте называется по-немецки Wassersegel. Судно, его несущее — это морской гронингский тьялк De Albertha из Киля, построенный в 1891 году в Голландии. В XIX веке такие тьялки строились в Голландии повсеместно. Они имели характерные округлые нос и корму, плоское дно и большую грузоподьёмность. Тьялки использовались как грузовые суда, в основном перевозившие грузы по голландским каналам, морские тьялки совершали также плавания до Ирландии и Финляндии. Несмотря на внешнюю неторопливость, тьялк является довольно быстроходным судном. Обычно тьялки имели 1 мачту (хотя в XIX веке были и 2х-мачтовые), 2-3 кливера, большой грот на гафеле, и иногда использовались дополнительные паруса, такие, как Wassersegel на нашей картинке. Так как тьялки являлись плоскодонными судами с широким корпусом и малой осадкой, они имели пару боковых шверцов яйцеобразной формы, которые в случае необходимости опускались в воду. Известны тьялки были уже в XVII веке. Появившись во Фрисландии, со временем они распространились на побережья Северного и Балтийского морей. Использовались такие суда и в России. Инициатором строительства тьялков в России был, несомненно, Пётр I. Назывались такие суда тялками, или чалками, они использовались как транспорт для снабжения армии и флота.


Участники регаты использовали все способы, чтобы хоть немного выбиться вперёд.

Под парусом и на веслах!

Явное преимущество при штилевой погоде имели корабли с плоским дном, они и оказались в числе победителей. 

Победители парусной гонки

К вечеру участники гонки подтянулись во Фленсбург, чтобы подготовиться к следующей регате — Ромовой. Особенность этого соревнования состоит в том, что борьба разыгрывается за второе место – оно является призовым (победителю достаётся бочонок рома). Ромовая регата во Фленсбурге — это самая крупная гонка исторических кораблей на Балтике. 

Пираты на борту русского парусника

Утром на борт «Штандарта» поднялись настоящие пираты, и ровно в 11 часов оглушительным выстрелом пушки фрегата «Штандарт» был дан старт гонке. Погода стояла тихая, дул слабый ветерок. На корабле весь день играла настоящая пиратская музыка, строились самые дерзкие планы нападения на другие корабли, рассказывались самые невероятные пиратские истории. 

  Пиратские историии и коварные планы!

Команда слаженно работала с парусами, а с соседних кораблей «Штандарт» рассматривали восхищёнными взорами.

Работа с парусами

Вечером всех гостей Фленсбурга ждали прекрасная музыка в исполнении маленького оркестра, песни, вкусная еда на набережной, и конечно же, разнообразные сорта ароматного фленсбургского рома.

На следующий день для «Штандарта» наступила новая, интересная пора — съёмки фильма о Джеймсе Куке.

Капитан Владимир Мартусь и капитан Джеймс Кук

Фрегат исполнил в этом документальном немецком фильме роль корабля Кука «Резолюшн», а матросы петровского парусника превратились в матросов королевского флота Великобритании XVIII века.

Быт матросов XVIII века

Каждый находящийся на борту имел возможность ощутить себя на британском корабле того времени, пожать руку «почти настоящему» Джеймсу Куку. Команда мужественно терпела неудобства, возникшие во время съёмок — иногда нельзя было ходить по палубе, нередко нужно было соблюдать тишину, если шла запись звука. Кроме того, корабль специально раскачивали, чтобы передать в фильме всю полноту ощущений морского путешествия.

Джеймс Кук Фильм, съёмки которого продлились несколько дней, повествует о втором кругосветном путешествии Джеймса Кука (1772—1775). В экспедиции принимали участие немецкие натуралисты Иоганн Рейнхольд и Георг Форстеры (отец и сын), об отношениях которых с Куком и рассказывается в фильме.

Второе путешествие Джеймса Кука было связано с поиском так называемого «Южного континента». На кораблях «Резолюшн» и «Эдвенчер» в конце октября 1772 г. экспедиция прибыла в Кейптаун. Двигаясь в южном направлении от африканского континента, корабли вскоре наткнулись на непроходимые льды, но поиски не останавливались. 17 января 1773 г. экспедиция Джеймса Кука первой в истории пересекла Южный полярный круг, однако далее следовать не представлялось возможным. Повернув на север, 25 марта корабли достигли Новой Зеландии. Во время второго кругосветного путешествия были открыты острова Океании: о-ва Харви (о-ва Кука), Новая Каледония, о. Ниуэ и о.Норфолк, а также Южные Сандвичевы о-ва и о.Южная Георгия. Также экспедиция посетила о. Пасхи, Маркизские острова и др. 13 июля 1775 г. корабли вернулись в Англию.


Экипаж «Штандарта» очень правдоподобно сыграл в фильме роль британских матросов, испытывающих все лишения дальнего кругосветного плавания.

Зимвка во льдах

После окончания съёмок «Штандарт» покинул Фленсбург и отправился в Данию на фестиваль Tall Ships Fredericia.

Погода на переходе выдалась отличная, поставили паруса, и, казалось, сам корабль, так же, как и команда, радуется попутному ветру, яркому солнцу, голубому небу и легким волнам.

Путешествие под парусом

Во Фредерисию прибыли рано утром 10 июня. Вечером того же дня состоялось торжественное открытие фестиваля. На берегу вдоль борта корабля выстроился почетный караул, команда «Штандарта» в исторической форме приветствовала гостей и организаторов мероприятия.

Открытие парусного фестиваля

Открытие фестиваля посетил крон-принц Дании Фредерик.

Крон-принц Фредерик

Помимо посещения прибывших на фестиваль кораблей, гостям предлагалось множество развлечений: от полета на воздушном шаре до знакомства с «ручным» крабом, от выставки ретро-автомобилей до концертов самых разных исполнителей, в том числе мужского хора с норвежского корабля «Sørlandet», исполняющего морские песни-шанти.

Морские песни шанти Морские песни шанти — поджанр народной английской музыки, песни, которые пели британские моряки. По некоторым предположениям, ведут свое начало еще с 15-го века.

Во времена парусного судоходства шанти имели практическую ценность — их ритм помогал морякам синхронизировать темп своей совместной работы. Также они несли психологическую пользу — расслабляли и разгоняли скуку тяжелой работы. Благодаря их использованию команда также могла иносказательно высказать свое мнение о ситуации, не дав повода к наказанию от начальства. Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поет строку, а хор моряков подхватывает.


Калейдоскоп развлечений на фестивале

Но настоящей звездой фестиваля был, несомненно, «Штандарт», и очередь желающих посетить корабль не таяла с утра до позднего вечера.

Русский парусник - звезда фестиваля!

В последней день фестиваля команда «Штандарта» приняла участие в турнире по волейболу среди экипажей парусников. Наша команда вышла в финал, не проиграв ни одного матча в первом туре, и завоевала первое место!

Чемпионы!

Вечером 13 июня «Штандарт» вышел на завершающий парад парусов, и, дав прощальный салют, направился в Голландию.

Парад парусов

В Голландии корабль ожидали съёмки ещё одного фильма — на этот раз об арктической экспедиции Виллема Баренца. О том, как проходили съёмки, можно прочитать здесь. Эти съемки стали сложным испытанием, но в то же время и уникальным опытом для корабля и его команды.

После их окончания корабль отправился через Северное и Балтийское море в польский город Гданьск, на фестиваль Baltic Sail 2011, где на борт поднялись школьники из Днепропетровска. Им предстояло вместе с командой «Штандарта» отправиться в увлекательное морское путешествие из Польши в немецкий Бремерхафен...

...Продолжение следует. :)