В самом начале июня, поздним вечером выйдя из Кильского канала в Балтику, «Штандарт» направился в датский Сённерборг, чтобы принять участие в гонке исторических парусников до города Фленсбург (Германия).
Оказалось, что в Данию корабль пришёл самым первым, и гонка назначена на следующий день — у команды появилась возможность сойти на берег и познакомиться с датской действительностью.
Постепенно в порт подходили и остальные корабли — участники гонки.
И вот, наутро, подняв все паруса, исторический флот вышел в море. Погода оказалась солнечной, жаркой, и абсолютно безветренной.
Команда «Штандарта» страдала от жары на реях срочно вооружала фок-мачту приведённым накануне в порядок парусом.
Моряки использовали все возможные паруса, чтобы поймать даже самые слабые движения морского воздуха.
Участники регаты использовали все способы, чтобы хоть немного выбиться вперёд.
Явное преимущество при штилевой погоде имели корабли с плоским дном, они и оказались в числе победителей.
К вечеру участники гонки подтянулись во Фленсбург, чтобы подготовиться к следующей регате — Ромовой. Особенность этого соревнования состоит в том, что борьба разыгрывается за второе место – оно является призовым (победителю достаётся бочонок рома). Ромовая регата во Фленсбурге — это самая крупная гонка исторических кораблей на Балтике.
Утром на борт «Штандарта» поднялись настоящие пираты, и ровно в 11 часов оглушительным выстрелом пушки фрегата «Штандарт» был дан старт гонке. Погода стояла тихая, дул слабый ветерок. На корабле весь день играла настоящая пиратская музыка, строились самые дерзкие планы нападения на другие корабли, рассказывались самые невероятные пиратские истории.
Команда слаженно работала с парусами, а с соседних кораблей «Штандарт» рассматривали восхищёнными взорами.
Вечером всех гостей Фленсбурга ждали прекрасная музыка в исполнении маленького оркестра, песни, вкусная еда на набережной, и конечно же, разнообразные сорта ароматного фленсбургского рома.
На следующий день для «Штандарта» наступила новая, интересная пора — съёмки фильма о Джеймсе Куке.
Фрегат исполнил в этом документальном немецком фильме роль корабля Кука «Резолюшн», а матросы петровского парусника превратились в матросов королевского флота Великобритании XVIII века.
Каждый находящийся на борту имел возможность ощутить себя на британском корабле того времени, пожать руку «почти настоящему» Джеймсу Куку. Команда мужественно терпела неудобства, возникшие во время съёмок — иногда нельзя было ходить по палубе, нередко нужно было соблюдать тишину, если шла запись звука. Кроме того, корабль специально раскачивали, чтобы передать в фильме всю полноту ощущений морского путешествия.
Второе путешествие Джеймса Кука было связано с поиском так называемого «Южного континента». На кораблях «Резолюшн» и «Эдвенчер» в конце октября 1772 г. экспедиция прибыла в Кейптаун. Двигаясь в южном направлении от африканского континента, корабли вскоре наткнулись на непроходимые льды, но поиски не останавливались. 17 января 1773 г. экспедиция Джеймса Кука первой в истории пересекла Южный полярный круг, однако далее следовать не представлялось возможным. Повернув на север, 25 марта корабли достигли Новой Зеландии. Во время второго кругосветного путешествия были открыты острова Океании: о-ва Харви (о-ва Кука), Новая Каледония, о. Ниуэ и о.Норфолк, а также Южные Сандвичевы о-ва и о.Южная Георгия. Также экспедиция посетила о. Пасхи, Маркизские острова и др. 13 июля 1775 г. корабли вернулись в Англию.
Экипаж «Штандарта» очень правдоподобно сыграл в фильме роль британских матросов, испытывающих все лишения дальнего кругосветного плавания.
После окончания съёмок «Штандарт» покинул Фленсбург и отправился в Данию на фестиваль Tall Ships Fredericia.
Погода на переходе выдалась отличная, поставили паруса, и, казалось, сам корабль, так же, как и команда, радуется попутному ветру, яркому солнцу, голубому небу и легким волнам.
Во Фредерисию прибыли рано утром 10 июня. Вечером того же дня состоялось торжественное открытие фестиваля. На берегу вдоль борта корабля выстроился почетный караул, команда «Штандарта» в исторической форме приветствовала гостей и организаторов мероприятия.
Открытие фестиваля посетил крон-принц Дании Фредерик.
Помимо посещения прибывших на фестиваль кораблей, гостям предлагалось множество развлечений: от полета на воздушном шаре до знакомства с «ручным» крабом, от выставки ретро-автомобилей до концертов самых разных исполнителей, в том числе мужского хора с норвежского корабля «Sørlandet», исполняющего морские песни-шанти.
Во времена парусного судоходства шанти имели практическую ценность — их ритм помогал морякам синхронизировать темп своей совместной работы. Также они несли психологическую пользу — расслабляли и разгоняли скуку тяжелой работы. Благодаря их использованию команда также могла иносказательно высказать свое мнение о ситуации, не дав повода к наказанию от начальства. Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поет строку, а хор моряков подхватывает.
Но настоящей звездой фестиваля был, несомненно, «Штандарт», и очередь желающих посетить корабль не таяла с утра до позднего вечера.
В последней день фестиваля команда «Штандарта» приняла участие в турнире по волейболу среди экипажей парусников. Наша команда вышла в финал, не проиграв ни одного матча в первом туре, и завоевала первое место!
Вечером 13 июня «Штандарт» вышел на завершающий парад парусов, и, дав прощальный салют, направился в Голландию.
В Голландии корабль ожидали съёмки ещё одного фильма — на этот раз об арктической экспедиции Виллема Баренца. О том, как проходили съёмки, можно прочитать здесь. Эти съемки стали сложным испытанием, но в то же время и уникальным опытом для корабля и его команды.
После их окончания корабль отправился через Северное и Балтийское море в польский город Гданьск, на фестиваль Baltic Sail 2011, где на борт поднялись школьники из Днепропетровска. Им предстояло вместе с командой «Штандарта» отправиться в увлекательное морское путешествие из Польши в немецкий Бремерхафен...
...Продолжение следует. :)