Половина лета за кормой — продолжение!

Дата публикации:
08.08.2011

Начало истории читайте тут.

9 июля «Штандарт», вооружённый запасной грот-стеньгой, пришёл из Голландии в польский Гданьск, чтобы порадовать местную публику, пришедшую на фестиваль Baltiс Sail Gdańsk 2011. Фрегат сразу же оказался в центре внимания — не всякий корабль так громко палит из настоящих пушек.

Парусный фестиваль в Гданьске

Публика приветствует русский фрегат

По соседству со «Штандартом» стоял американский парусник «Bounty», реплика одноименного корабля 1787 года. «Bounty» своим ходом пересек Атлантику, чтобы посетить европейские порты.

Американский парусник «Bounty»

HMS Bounty HMS «Bounty» — трёхмачтовый корабль, общим водоизмещением 215 тонн, сошедший со стапелей в Дептфорде в 1787 году как торговый. 23 декабря 1787 года перестроенный «Баунти» под командованием лейтенанта Уильяма Блая вышел в плавание на Таити, чтобы доставить оттуда на плантации Ямайки саженцы хлебного дерева. 28 апреля 1789 года на корабле произошёл бунт, в результате которого помощник капитана Флетчер Кристиан захватил власть на судне, высадил Уильяма Блая и оставшихся верными ему членов команды на 7-метровый баркас, а сам повёл «Баунти» обратно на Таити.

HMS BountyЗа семь недель, полных лишений и испытаний, Блай и его спутники преодолели на своем 7-метровом баркасе 5800 километров. Взяв курс на северо-запад, они миновали острова, теперь известные как Фиджи, затем поплыли к восточному побережью Новой Голландии (Австралия) и обрели спасение на острове Тимор.

Американская реплика «Bounty» — одна из старейших в мире, построена в 1961 году по чертежам оригинального судна из файлов в британских архивах адмиралтейства в Канаде. Все размеры были увеличены примерно на треть для размещения больших 70 мм камер, используемых в съемках фильма «Мятеж на Баунти». После окончания съёмок корабль используется в качестве учебного и туристического парусника и снимается в фильмах, самым известным из которых стал «Пираты Карибского моря»


10 июля на борт «Штандарта» поднялась группа украинских школьников из Днепропетровска — почти 30 человек. Буквально с первых же минут для них началась увлекательная и интересная морская жизнь. Сон в гамаках, питание по расписанию, длинные и холодные ночные вахты, необходимость каждое утро драить палубу — все это несколько удивило, но не испугало наших гостей, и ребята с удовольствием влились в дружный экипаж «Штандарта».

Любители приключений из Днепропетровска

Переход до немецкого курортного города Засниц, что находится на острове Рюген, выдался спокойным и теплым. По прибытии в Засниц экипаж получил день отдыха, но нашим украинским друзьям на месте не сиделось — ребята с руководителем стали разучивать зажигательный танец.

РюгенОбщая форма острова Рюген достаточно причудлива, берега сильно изрезаны, их изгибы образуют множество заливов, бухт, полуостровов и мысов. Ширина острова на юге достигает 41 км, максимальная протяженность с севера на юг — 52 км. С материковой частью Германии в районе города Штральзунд Рюген соединен почти трехкилометровым мостом (точная длина нового Rügenbrücke, открытого в 2007 году, составляет 2 831 метр).

Широко известным символом острова являются меловые скалы, в частности, Королевский трон (высота 118 м). Самая высокая точка Рюгена — гора Пикберг (161 м). Кремневые поля в центральной части острова представляют собой уникальное природное явление с точки зрения геологии. На площади около 200 гектаров расположено более десяти серо-белых стен из кремня высотой около метра, которые представляют собой уникальное для Европы природное явление. Поля усеяны валунами, отдельно растущими деревьями и кустарниками и поросли полевыми травами, среди которых встречаются чрезвычайно редкие виды.


Вечером того же дня корабль покинул гостеприимный Засниц и взял курс на Фленсбург. Во время этого перехода молодой экипаж на себе прочувствовал всю прелесть и романтику матросской жизни — корабль попал в «настоящий» шторм. Часть школьников, свободных от вахты, собралась на баке и каждую приходящую волну встречала криками восторга. Самые смелые пошли еще дальше — не испугавшись качки и сильного ветра, юные матросы из вахт грота и бизани под руководством опытных членов основного экипажа, вышли на рея и мастерски укатали паруса.

Шторм

Фленсбург встретил «Штандарт» непрекращающимся проливным дождем, поэтому, простояв в этом красивом городе всего сутки, мы отправились дальше. Корабль держал курс на Бремерхафен.

Кильский канал

По случаю хорошей погоды целый день был посвящен судовым работам. Молодёжь с радостью и неподдельным интересом принялась за работу. Ребята получили навыки работы с деревом, электроинструментом, научились шкурить и покрывать лаком дерево, клетневать, а также шить паруса.

Клетневание Клетневание
1 — трос;
2 — трень;
3 — клетневина;
4 — клетень.
Для предохранения стоячего и бегучего такелажа от влаги и перетирания его обычно клетнюют, используя для этого шкимушгар или юзинь. Перед клетневанием трос должен быть стренцован. Цель тренцевания — выровнять поверхность троса для предотвращения скапливания воды между прядями. Для этого в бороздки между прядями накладывают тонкий пеньковый или манильский трос, так называемый трень. Стренцованный трос обматывают просмоленными лентами из парусины (клетневиной) и затем клетнюют.


Перерывом в работе стало посещение немецкого города Рендсбурга, что находится в Киль-канале, где «Штандарт» неожиданно оказался в самом центре фестиваля народной хоровой музыки — морских песен шанти.

Рендсбург

Отшвартовавшись в пять утра и переждав туман до девяти, корабль продолжил свой путь по Кильскому каналу. Во время перехода экипаж продолжал учить школьников работе с парусами и такелажем, прочим морским премудростям.

Той же ночью фрегат пришел в Бремерхафен, и наутро вся команда посетила уникальный интерактивный Музей Климата, где за два часа совершила кругосветное путешествие через все климатические области нашей планеты.

На следующий день наши молодые украинские друзья отправились дальше — путь их лежал по суше в славный город Амстердам. А «Штандарт» ждала Норвегия.

Экипаж прощается с гостями

Северное море встретило корабль штормовой погодой, но все трудности были экипажем мужественно преодолены. У скалистых берегов Норвегии часть команды во главе с капитаном занялась рыбной ловлей, наловив трески на ужин.

В Егерзунде «Штандарт» оказался главным участником фестиваля береговой культуры. По соседству на набережной оказалось выставлено ещё одно русское судно — чудом сохранившаяся гичка с корабля «Ингерманланд». В 1842 году огромный парусник на пути из Архангельска в Кронштадт потерпел крушение в проливе Скагеррак. Около 400 человек погибли, остальные были спасены норвежскими моряками. Рассказ об этом — в одной из наших следующих статей.

Гичка с корабля «Ингерманланд»

Норвежцы — очень гостеприимные люди, они всячески помогали экипажу, добрым советом или улыбкой. Поддержали топливом и провиантом — сюрпризом стала целая лодка бананов, несколько коробок молока (примерно литров 30) и 140 кг красной рыбы, для хранения которой на борт была куплена новая морозильная камера, а экипажу пришлось освоить способы засолки сёмги.

Фото с сайта http://dalane-tidende.no

К сожалению, в связи с трагическими событиями в Норвегии фестиваль закончился несколько раньше намеченного срока. Корабль направился в Ставангер вдоль красивейших берегов Норвегии. По прибытии «Штандарт» посетили потомки адмирала Корнелиуса Крюйса, совершив небольшую морскую прогулку по фиорду.

Крюйс Корнелиус Крюйс русский адмирал (1721) норвежского происхождения, первый командующий Балтийским флотом (1705—1713). Одаренный необычайной энергией первый командующий флотом на Балтике много сил вложил в обеспечение безопасности молодого города. В короткий срок вооружил, экипировал флот, в июне 1705 г. в сражении у о. Котлин отряд кораблей под командованием вице-адм. К. Крюйса дал отпор шведам. В 1705-1709 гг. особой его заботой была организация обороны отвоеванного у шведов побережья. К. Крюйсу принадлежит идея обороны города путем устройства нескольких "малых крепостей" по берегу Невы между Шлиссельбургом и Петербургом и системой крепостей-фортов на Котлине. По его проекту на косе возводится крепость Св. Александра («Александр-шанец»). Природный ум и смекалка помогают ему принимать неординарные решения в отражении попыток шведов захватить Ст.-Петербург со стороны суши и моря.


В Ставангере экипаж принял участие в береговом этапе регаты учебных парусников Tall Ships Races.

Команда корабля

Текст: Елена Караваева
Фото: Анатолий Алексеев, Александр Лисафин, Владимир Мартусь, сайты