9 дней на борту «Штандарта» 

Дата публикации:
02.10.2011

Тулячка Елена Кузнецова совершила уникальное путешествие по Балтийскому морю на фрегате петровских времен. Да не просто поплавала и отдохнула, а стала полноправным членом судовой команды.

На фрегате «Штандарт» в старую морскую примету о том, что женщина на корабле — к несчастью, не верят. Так уж сложилось, что за более чем десятилетнюю его историю большую часть экипажа всегда составляли дамы. Судно было построено в 1999 году, однако с виду его не отличишь от старинного парусника. Хотя это парусник и есть… В общем, обо всем по порядку.

Опытный петербургский мореплаватель Владимир Мартусь в 90-е годы загорелся идеей воссоздания первого корабля флота Петра I. Ни чертежей, ни проекта «Штандарта» не сохранилось, остались лишь обрывочные описания того, что представлял собой корабль 1703 года постройки. Это было боевое парусное судно, построенное Петром, вернувшимся из своих путешествий по Европе, для обороны Санкт-Петербурга. «Штандарт» отходил положенные годы, а после был списан, но при транспортировке к месту вечной приписки развалился и затонул.



Постройка «Штандарта» — работа не одного года, тяжелая и кропотливая. Спонсировали строительство, кстати, частично голландцы: именно у них Петр учился кораблестроению. Получившийся фрегат стал учебным некоммерческим кораблем, совершающим походы с апреля по ноябрь. Основная часть его команды — временные волонтеры, проводящие на судне от нескольких дней до нескольких недель. Постоянный экипаж — капитан В. Мартусь и несколько его помощников.

Тулячка Елена Кузнецова о фрегате узнала из интернета. Попробовать себя в качестве юнги всегда было ее мечтой. Уговорив подругу составить ей компанию, девушка стала собираться в путь.



Взойти на борт тульским мореплавательницам предстояло в финском порту Турку, куда они и направились.
— Увидев пришвартованный фрегат, я буквально завизжала от счастья, настолько он прекрасен, — вспоминает Елена. — Дух захватывало не только у меня: везде, где делает остановки «Штандарт», вокруг него много любопытных, все фотографируются и рассматривают это новое старое чудо…

Внешне фрегат абсолютно аутентичен: массивные паруса, высокие мачты, полностью деревянный корпус. Матросы спят в гамаках, которые подвешиваются на крюках, и лишь часть экипажа — в койках. Управляется корабль массивным деревянным штурвалом, рядом с которым вмонтирован современный бортовой компьютер. То есть начинка у «Штандарта», в общем то, современная: он, конечно, ходит на парусах, но в случае неудачного ветра можно включить и пару двигателей. Современные элементы встроены в конструкцию судна весьма деликатно: всюду их прикрывают «настоящие» старые вещи.



— Во время стоянок фрегата на него пускают туристов. Корабль красив не только с берега: на его борту установлены прекрасные деревянные скульптуры, которыми все любуются, — продолжает рассказ Елена Кузнецова. — И вот когда мы впервые поднялись на палубу, нас приняли за туристов. Но очень быстро все выяснилось, и как только мы стали своими, нас тут же отправили… работать! Мы, конечно, знали, что корабль — учебный, волонтерский, но чтобы вот так сразу… в тот момент мы были невероятно рады, что оказались на борту, поэтому с удовольствием отправились мыть камбуз.

Нас приютили в кают-компании, где мы и провели первую ночь — других мест для сна не было. В 7.30 услышали звуки рынды — так команду созывают на завтрак. В тот же день у нас было первое дежурство в порту — мы встречали туристов и провожали их на борт. Оказалось, что это одно из самых легких и приятных занятий. А всего за время нашего путешествия пришлось немало чего испытать: лазили на мачту сворачивать паруса, помогали на кухне, убирали судно и даже красили борта.



Начитавшись рассказов о морской качке, я набрала с собой в дорогу гору лекарств. Однако ни одно из них мне не помогло, когда мы вышли в открытое море. Шторм, как мне сказали, был совсем детский, но я еле перенесла его — потом еще целый день не могла есть. Говорят, к качке только со временем привыкаешь.
 
Много чего нам пришлось испытать за девять дней путешествия, но самым, пожалуй, захватывающим был момент, когда мы сели на мель. Я так и не поняла, может, это была учебная «посадка». Но команда взволновалась не на шутку: прямо как в «Пиратах Карибского моря», мы бегали всей командой с одного борта на другой, раскачивая судно. Так нам удалось слезть с мели…



Девять дней, что провели две тулячки на борту фрегата «Штандарт», показались им целой жизнью, а их судовая команда стала почти что новой семьей. Новые друзья не желали отпускать девчонок на родину, да те бы и сами с радостью остались, вот только в кармане лежал обратный билет на самолет. Не хватило всего маленькой капельки безрассудства, считает Елена Кузнецова, которая на следующий год твердо решила повторить свое нынешнее приключение, но только удлинив его по времени.

Автор: Дмитрий Литвинов. Фото Елены Кузнецовой.
Статья на сайте газеты «Молодой коммунар», Тула


Дневники команды Дневники команды

Рассказ Лены о путешествии на «Штандарте» с красочными фотографиями можно прочитать на нашем сайте в разделе Дневники команды:
Часть 1
Часть 2
Часть 3