Люди из стали. Часть 3. Сэр Фрэнсис Дрейк. Человек-легенда

Дата публикации:
18.08.2013

В сегодняшнем выпуске совместного проекта компании «Полветра» и команды фрегата «Штандарт» «Люди из стали» — сэр Фрэнсис Дрейк, легендарный британский мореплаватель и пират, любимец Королевы, депутат Парламента, богач и авантюрист.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Френсис ДрейкО Фрэнсисе Дрейке мы знаем много. Возможно, даже слишком много — жизнь пирата, ставшего героем своей страны еще при жизни, окружена таким количеством легенд, что отделить правду от вымысла в его биографии в наши дни не всегда возможно. Как и многие герои наших рассказов, Дрейк не родился мореплавателем, но сам ковал свою судьбу (на дворянском гербе, который он получит много лет спустя, будет написано «Sic Parvis Magna», — «Великое начинается с малого»). Сын простого фермера из Девоншира уже в 18 лет командовал собственным торговым судном, а в 23 — под командованием своего троюродного брата Джона Хоукинса — впервые отправился к американскому континенту. В 1568 году во время второго совместного плавания братьев, флот был атакован испанской эскадрой у берегов Мексики, и четыре из шести кораблей Хоукинса были потоплены. Считается, что именно этот эпизод определил судьбу великого капера — Дрейк поклялся отомстить и силой отнять у Испании то, что, по его мнению, должно было компенсировать их с Хоукинсом потери.

Уже спустя четыре года Дрейк продемонстрировал серьезность своих намерений, захватив первый в своей карьере «золотой караван» (конвой испанских судов, гружённых золотом) и разграбив Номбре де Диос, богатый испанский порт в Новом Свете. В последующие 20 лет количество испанских кораблей, караванов и городов, захваченных Дрейком, возрастет многократно, и стоимость награбленного в «удачные» годы будет в несколько раз превышать бюджет Англии. Самым болезненным ударом, который Дрейк нанесет Испании, станет разгром Непобедимой Армады в 1588 году.

Таким Дрейк вошел в историю и легенды Великобритании — яростным борцом с Испанией, преданным своей стране капером, защитником интересов Королевы на море. Однако, интересно, откуда именно пошла его ненависть к испанцам, и что послужило причиной того первого судьбоносного конфликта с испанским военным флотом. Целью первых путешествий Дрейка и Хоукинса в Новый Свет была не жажда приключений или открытий, а коммерция, причем не в самом ее благородном виде, — братья занимались работорговлей. Монополией на этот бизнес в Новом Свете обладали испанцы, и Дрейку и Хоукинсу приходилось подкупать колониальные власти, чтобы обходить существующие запреты и удачно продавать свой товар. По пути из Англии в Новый Свет два предпринимателя не гнушались пополнять свои трюмы за счет разбоя и грабежа, собирая новых рабов на продажу.

Именно разбои и нелегальная торговля рабами спровоцировали в 1558 году испанские власти на то, чтобы снарядить против братьев карательную экспедицию. В битве при Сан-Хуан-де-Улуа флот Хоукинса и Дрейка попал в ловушку и потерпел сокрушительное поражение. Сами братья спаслись бегством, бросив 4 из 6 кораблей, 500 человек экипажа и полные трюмы товара. Именно за это поражение Дрейк и поклянется мстить Испании.

Маршрут плавания Френсиса ДрейкаНам Дрейк интересен не как великий флотоводец и защитник Англии, и, тем более, не как пират и работорговец. Фрэнсис Дрейк стал вторым мореплавателем в истории человечества, совершившим кругосветное путешествие (пусть целью той экспедиции и было на самом деле разорение испанских портов на западном побережье Южной Америки). В ходе путешествия корабли Фрэнсиса Дрейка вынесло штормом южнее Огненной земли, и открытый в результате этого пролив между двумя океанами носит его имя. Дрейк был первым англичанином, провозгласившим в Новом Свете английскую власть, и именно его корабли привезли в Европу первые клубни картофеля, без которого сегодня немыслима европейская кухня.

В этом путешествии, продлившимся 3 года, Дрейку пришлось столкнуться с бунтом экипажа. Подавив мятеж и желая избежать неповиновения команды в будущем, Дрейк принял решение казнить мятежного капитана Томаса Доути. Беспрецедентность этого шага в том, что мятежник был дворянином, а Дрейк — нет. После этого случая на английском флоте и появилось золотое правило — «Капитан всегда прав», — вне зависимости от происхождения, возраста и даже звания.

Мария ПитаВ конце ноября «Штандарт» зайдет в гавань Ла-Коруньи, повторив путь кораблей Френсиса Дрейка , пришедших сюда из Ла Манша более чем за 420 лет до нас. Английский флот прибыл в Испанию в 1589 году, чтобы добить уцелевшие корабли Армады и развить свой успех на море. Но именно здесь, в Ла-Корунье, удача изменила Дрейку, — впервые, пожалуй, со злополучного 1568. Взять город пирату так и не удалось, — англичане отступили, понеся огромные потери. По легенде город спасла женщина, Мария Пита, которая в тяжелый момент битвы заняла место погибшего мужа на городской стене и своей смелостью воодушевила готовых сдаться испанцев. Мы обязательно найдем в гавани памятник, посвященный подвигу Марии. И попробуем представить, что чувствовал легендарный английский пират, посвятивший бессчетное число своих побед одной женщине, и лишенный, возможно, самой значимой победы руками другой. Хотите зайти в гавань Ла-Коруньи — города, так и не покорившегося великому пирату, — на фрегате «Штандарт»? Нет ничего проще! Заполните заявку на плавание!

Материал подготовили

  • Татьяна, волонтер «Штандарта»
  • Миша, компания «Полветра»



Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника - polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!