В течение двух недель «Штандарт» принимал участие в съёмках грандиозного голландского 3D-фильма «Nova Zembla» об арктических плаваниях Виллема Баренца.
В 1594-1597 годах Баренц совершил три экспедиции в Арктику для поиска Северо-Восточного прохода в Тихий океан, открыв и описав берега Новой Земли. Во время последнего плавания корабль Баренца затёрло во льдах, и команде пришлось остаться на зимовку в условиях полярной ночи на побережье архипелага. Многие члены команды, в их числе сам Баренц, не выдержали лишений арктической зимы и погибли.
Об этом путешествии повествует дневник одного из членов команды – Херрита де Фейра. Дневники де Фейра сегодня воспринимаются как источник научного материала, а голландские дети изучают историю мореплавания Баренца по гравюрам из дневника моряка.
Художественный фильм «Nova Zembla», сценарий которого создан по дневникам Херрита де Фейра, будет выпущен в прокат в конце 2011 года. Роль корабля Баренца в фильме исполняет фрегат «Штандарт».
Кадры из фильма
Первая часть съёмок с участием фрегата проходила в пригородах Амстердама. Для команды корабля это были дни напряженной и очень сложной работы. Петровский парусник XVIII века необходимо было подготовить к съемкам, превратив его в голландский корабль века XVI. Для этого пришлось перекрасить борта «Штандарта» в коричневый цвет, а деревянные украшения частично демонтировать или закрыть. На палубе тоже были сделаны заметные изменения.
| ![]() |
Для съёмок в море и у берега использовались разнообразные средства - съемочные краны, вертолеты. А для того, чтобы получить интересные ракурсы, съемочный процесс перенесли в Роттердам, где один из сухих доков в порту на время превратился в съёмочный павильон.
![]() | ![]() |
3 июля, в заключительный день съёмок, когда «Штандарт» уже готовился выходить из дока и отправляться в Гданьск, случилась авария. В момент наполнения дока водой портовый кран сломал кораблю грот-стеньгу. К счастью, никто из членов команды и съёмочной группы не пострадал, однако восстановление потребовало огромных усилий.
![]() | ![]() |
Днем и ночью экипаж приводил корабль в порядок. Старший помощник капитана Евгений Пожарский с помощью других членов команды распутал «макраме» из такелажа, которое образовалось в момент падения стеньги.
Одновременно происходило восстановление исторического вида корабля — нужно было снять слой коричневой краски, и покрыть борт привычным солнечно-жёлтым цветом. Деревянные венки на борта по причине ветхости было решено вернуть после окончания сезона. Волонтеров ждёт интересная работа зимой! :)
