Переход в Хальмстад

Дата публикации:
05.08.2011

Первые дни августа «Штандарт» провёл у берегов Норвегии и Дании, вместе с флотом больших парусников принимая участие в регате TSR. На второй день гонки подул сильный встречный ветер, и судам с прямым парусным вооружением было нелегко продвигаться вперёд, учитывая, что в этой зоне скорость течения достигает 2—3 узлов. Поэтому было принято решение — для сохранения сил экипажа фрегата переждать погоду на якоре у норвежского берега.

При этом экипаж получил урок настоящей морской практики — постановки корабля на якорь под парусами в шхерах и скалах. А ещё во время стоянки прошли занятия по изучению рангоута (под руководством Дмитрия Филимонова), и по принципам организации морской радиосвязи (под руководством Владимира Мартуся).

Северо-Атлантическое течение Северо-Атлантическое течение
Название присвоено всему комплексу течений севера Атлантического океана. Начинаются они с северо-восточной границы Гольфстрима, являясь его продолжением. Атлантическое течение, приближаясь к берегам Европы, постепенно сворачивает на северо-восток. На параллели Ирландии от него отделяется влево ветвь, называемая течением Ирмингера, идущая к южной оконечности Гренландии, и далее посреди Дэвисова пролива в Баффиново море, образуя там теплое Западно-Гренландское течение. Основная же часть Атлантического течения проходит проливами между Исландией и Шотландией к окраине материкового склона Норвегии и вдоль ее берегов на север. Пройдя Норвегию, течение разделяется на две ветви, одна ветвь идет к востоку под названием Нордкапского течения в Баренцево море, а вторая к Шпицбергену, огибая остров вдоль его западных берегов и постепенно исчезая. Именно присутствие теплого течения у берегов Норвегии обеспечивает мягкий климат в странах Северной Европы.


Погода не изменилась ни к вечеру, ни на следующий день — дул устойчивый юго-восточный ветер. Нужно было продвигаться вперёд, чтобы прийти в шведский Хальмстад 5 августа в полдень. «Штандарт» вышел из гонки, и, включив двигатель, со скоростью 5-6 узлов направился к шведским берегам через проливы Скагеррак и Каттегат.

Однако, 3 августа к вечеру, обогнув Скаген – северную оконечность полуострова Ютландия, фрегат вновь столкнулся с усиливающимся противным ветром. Решено было переждать до утра, ошвартовавшись на острове Лесё (Læsø). Маленькая уютная гавань, приветливые жители и вечернее купание в тёплых балтийских водах подняли экипажу настроение.


Фото Максима Милютина

Скаген Скорость течения от Скагена к берегам Швеции равна 0,5-1 узла, при сильных же юго-западных ветрах достигает в шведских шхерах 4 узлов. Здесь происходит резкое и значительное увеличение солёности воды - распреснённые воды пролива Скагеррак сменяются солёными океаническими, изменяется видовой состав рыб и даже морских птиц.

Поверхность острова Лесё — плоская равнина, вдоль северного побережья расположены дюны высотой до 21 м. В средние века остров слыл центром соледобывающей промышленности. Грунтовые воды Лесё содержат до 15% соли, которая концентрируется на естественных солончаках. После того, как вырубка растительности обнажила пески, они стали заметать деревни и сельскохозяйственные угодья. Добыча соли была запрещена.

В 1980-х добыча соли средневековым методом была возобновлена как археологический эксперимент и туристический аттракцион.


Рано утром 5 августа «Штандарт» покинул крупнейший остров в проливе Каттегат и отправился в порт Хальмстад, где пройдёт береговой этап регаты Tall Ships Races.


Фото Максима Милютина

По предварительным результатам гонки в общем зачёте яхта «Акела» из Петербурга на третьем месте, и она же лидирует в своем классе D.

Большие парусники «Седов», «Крузенштерн» , «Александр фон Гумбольдт» (победитель предыдущего этапа) и другие также вынуждены были сойти с дистанции из-за встречного ветра.

Прибытие флота в Хальмстад ожидается к 12-00 5 августа.