В конце июня на «Штандарте» сломалась грот-стеньга. Кто не знает — это рангоутное дерево, первое продолжение грот-мачты. На «Штандарте» длина её почти 12 метров. Сломалась не в море, не в штормовую погоду, как могли бы мы сразу же себе вообразить — завывание ветра в снастях, дождь хлещет, и тут треск... Но нет. Стеньгу задело краном в доке в Роттердаме, во время съёмок первого голландского 3D фильма о последнем путешествии Виллема Баренца. Подробно обо всей этой истории можно прочитать здесь.
И вот, образовалась задача в кратчайшие сроки доставить новую грот-стеньгу из Петербурга в Европу — в августе у корабля запланировано участие в гонках больших парусников, а запасная стеньга, поставленная вместо сломанной прямо в Роттердаме, внушала опасения — она уже 11 лет лежала на шкафуте и прошла вместе с фрегатом в качестве запасной многие тысячи миль.
По счастливой случайности оказалось, что в начале июля в Петербург пришёл барк «Седов», и затем он отправляется в Ставангер для участия в той же гонке. Капитан «Седова» Николай Кузьмич Зорченко без промедления согласился забрать дерево из Петербурга в Ставангер — вот проявление настоящего морского товарищества, связывающее всех людей, причастных к морю.
Теперь необходимо было придумать, как перевезти стеньгу от верфи «Штандарта» в ЦЯКе на набережную Лейтенанта Шмидта, где ошвартовался «Седов».
В этом нам помог руководитель российского отделения организации «Atlantic Challenge» Михаил Плеханов, который на своём лодочном трейлере (на котором, кстати, он перевозит наши капитанские гички к месту назначения) доставил стеньгу прямо к набережной.
На верфи «Штандарта» собралось много желающих помогать.
Самые опытные руководили процессом.
Остальные помогали по мере необходимости.
И вот стеньга готова к отправке.
Джип с трейлером сопровождал автомобильно-велосипедно-роллерный кортеж.
Трамваи удивлённо звенели вслед.
И вот мы на набережной: «Что дальше? Спихнуть в воду и подвести к борту», — предлагал Миша.
Решили подъехать поближе...
...и перебросить на понтон...
...а потом взять и понести. Некоторые прохожие фотографировали, некоторые — бросились помогать, как этот весёлый человек в белой рубашке.
И вот мы у цели. Миша прикидывает, а не перебросить ли её через борт.
Но вахтенный начальник «Седова» сказал: «Положите под борт, мы завтра своими силами забросим». Но предварительно поинтересовался: «Какая сталь?», — имея в виду материал, из которого стеньга изготовлена. («Аааа!...»)
Ребята, это было здорово! Большое всем спасибо!
Жаль, что не написали на стеньге, как собирались, «На «Штандарт»...
Что же было дальше? Наша новая грот-стеньга прошла с «Седовым» всю Балтику, и через Северное море попала в Ставангер. И вот тут-то началось самое интересное — теперь нужно было установить грот-стеньгу на грот-мачте.
За дело взялись опытные члены экипажа.
Целых два дня часть экипажа, во главе со старпомом Женей Пожарским, доводили до ума новую стеньгу — покрывали лаком, красили...
Для подъёма стеньги на мачту используется шпиль, вымбовки и совместные усилия экипажа.
С мачтой стеньга соединяется при помощи эзельгофта — металлической рамы с двумя отверстиями: круглым — для стеньги и четырехугольным — для топа мачты.
Эзельгофт плотно надевается и закрепляется на самой верхней части топа мачты. Отверстие для стеньги делается с небольшим зазором и обшивается кожей для удобства при спуске стеньг.
Эзельгофты, соединяющие стеньгу с мачтой, брам-стеньгу со стеньгой и т. д., получают свое название по верхнему рангоутному дереву, т. е. рангоуту, который проходит («выстреливается») через эзельгофт.
1 — мачта;
2 — стеньга;
3 — эзельгофт.
(А.И. Цурбан Парусно-моторные суда. Вооружение и управление ими. Л., 1953)
Затем нужно было вооружить грот-мачту грот-марса-реем.
Команда под руководством Мити Филимонова обнягивала ванты, оснащала грот-марсель и грот-брамсель.
И, закончив работу, можно поучаствовать в зажигательном параде экипажей.
(фото Петербург - Сергей Костыгов, фото Ставангер - Александр Лисафин)