Дневники команды

  • Архив

    «   Октябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  

Вы кто?

Утро. Позади растворяется в тумане английский берег. Горизонт лениво угадывается среди облаков и марева водной пыли. Стоим на мостике. Вахтим и штурвалим.

Тут по рации раздаются позывные. Соответственно на английском.
- «Штандарт». «Штандарт». Ответьте. Перейдите на 60-й канал связи.
Строго по левому борту недалеко от нас встречным курсом проходит незнакомый пароход. Сигнал может быть только с него. Соответственно, отвечаем. Далее диалог привожу практически дословно (перевод).
- Да, «Штандарт» на связи.
- «Штандарт», «Штандарт». Вы кто?
- (немного удивленно) Российское учебное парусное судно, волонтерский проект...
- Нет. Вы кто, «Штандарт»?
- (небольшая пауза) Реплика фрегата первого корабля...
- А! Спасибо.

И больше ни слова.

Ну, я даже не удивляюсь. А теперь представьте реакцию моряков на соседнем пароходе, когда к ним из тумана со стороны Англии выходит на всех парусах исторический фрегат. И плевать, что он на приборах виден. Он же па-ру-сный!

© Катя Сехина

Воспоминания о шторме

Вы когда-нибудь плакали, стоя вверх ногами? Если да, то вы меня поймете. Сдается мне, это когда соленые капли ползут по щекам вверх и запутываются где-то в волосах. И у меня так тоже было. Просто это начинался шторм.

Дождь мешался с брызгами. Форштивен врезался в разорванные волны. А по вантам вверх бежали капли. Ровно вверх, никуда не сворачивая.

Сердце, желудок и все внутренности подлетают вверх, забывая опустится обратно. Секунды невесомости становятся все длиннее, и ты уже точно можешь прочувствовать тот момент, когда отрываешься от палубы и зависаешь в воздухе.

Наверху, надрывая руки и глотки, мужчины убирают паруса. Качает, руки их скользя по краю паруса, и вынужденные смельчаки вгрызаются в промокший воздух, что бы не улететь вместе с каплями, что стремятся по вантам все выше.

Им хочется кричать, от страха или от восторга, и глаза их светятся безумием, понятным только ожидающим шторм. Безумием ужаса и бесконечного счастья. Счастья, которое может испытать на прочность и выдать свой диплом. Знаешь, а ведь именно без этого не могут жить настоящие мужчины.

И крик застревает где-то в носоглотке и стучит о борта черепа. Ты падаешь вниз, удерживая ногами исчезающую в волне палубу. И тебе легко от того, что слезы твои стремятся по щекам вверх. Или может это просто брызги. Кто их разберет.

© Катя Сехина

Впечатления практиканта с «Крузенштерна» курсанта СВФ БГАРФ Егорихина Д.

Своими впечатлениями о плавании от Амстердама до Бремерхафена на фрегате «ШТАНДАРТ» делится практикант с «Крузенштерна» курсант СВФ БГАРФ Егорихин Д.

Вернувшись с очередного увольнения в город Амстердам, я сразу получил известие о том, что вечером убываю на фрегат «Штандарт» по обмену, вместе с тремя моими товарищами. Я тут же принялся собирать вещи, предвкушая интересное путешествие на деревянном корабле.

Прибыли на «Штандарт». Нас встретил механик судна Алексей, который познакомил нас с распорядком дня, показал кают-компанию и объяснил, как вешать гамак. Мы быстро освоились, оборудовали спальные места и через некоторое время уже сидели на баке с Алексеем и общались на разные темы.

Он рассказал, что экипаж на судне меняется практически в каждом порту, потому что на «Штандарт» может попасть любой человек, желающий пойти в море.

Основное мероприятие дня - это подъём флага, на нем решаются все вопросы по вахтам, работам и приборкам. По расписанию каждый рабочий день на судне начинается с приборки. Меня и троих моих товарищей расписали по мачтам и на месте объяснили, чем мы будем заниматься. После инструктажа мы взялись за щётки и тряпки и принялись наводить чистоту и порядок.

Отход из Амстердама был назначен на 10:00. По окончании приборки мы успели немного отдохнуть. В назначенное время судно отошло от берега. Нас провожали очень здорово! Заиграл гимн России, и раздался гром береговой пушки. У меня, аж мурашки по коже пошли, как было приятно. Не прошло и 10 минут после отхода, как мы сыграли парусный аврал, и я уже помогал Алексею укатывать парус на фоке. Первые две минуты было страшновато, ведь это были не металлические реи «Крузенштерна», а деревянные брусья, которые ходили ходуном от ветра. Вскоре мы справились со своей задачей, и я спокойно сидел на баке и наблюдал за идущими рядом парусниками.

Ночью в период несения вахты мачтой фока, на которую я был расписан, мне удалось отстоять свой час на руле. Мой маршрут получился немного извилистым, но на первый раз - довольно неплохо. К концу вахты мы подошли к городу Эдельштадт, который известен огромным деревянным парусником «Батавия», стоящим на берегу в роли музейного экспоната. Именно туда мы и отправились на экскурсию по утру. Кстати, неподалёку на верфи строился еще один деревянный парусник, поэтому экскурсию начали с осмотра мастерских на этой верфи. Мы своими глазами увидели как кузнецы, резчики по дереву и другие мастера своего дела изготавливали детали для будущего парусника.

Самое интересное ожидало нас следующей ночью. Мы попали в шторм. Вот тут-то я ощутил разницу между огромным стальным «Крузенштерном» и маленьким деревянным «Штандартом». Как нас только не бросало на волнах. Палуба судна скрывалась под водой, всё это сопровождалось креном и дифферентом, каких я раньше не видел и не испытывал. Даже сидеть на палубе было нелегко, поэтому все лежали на спине, вцепившись во все, что можно было, чтобы не покатиться с кормы до бака. В общем, адреналина в эту ночь я получил на год вперёд.

Следующие сутки на «Штандарте» прошли спокойно, мы уже вклинились в расписание и четко выполняли свои обязанности на судне, убирались, стояли на камбузе, играли парусные авралы, швартовались и т.д.

Всё наше пребывание на фрегате получилось очень насыщенным, я получил массу впечатлений и остался очень доволен тем, что мне представилась возможность совершить переход из Амстердама в Бремерхафен на таком судне.

http://www.bgarf.ru/

Итак, пробежимся галопом по Европам

Стоим в Бремене, время проводим восхитительно. Никаких катаний, одна продажа сувениров и экскурсии. Команда высыпается и приходит в себя после Амстердама. Люди потихоньку разъезжаются. Вахта бизани сократилась первая, потому вахтим без передыха. Ходим в бассеин, по музеям, гуляем вдоль пристани.

Вчера ходили на крю-пати на «Гётенберг». Этот корабль стоит ровно по соседству. Тоже волонтерский, тоже учебный, в шесть раз больше. Смешные иностранцы и ящики с пивом между пушпортов.

Условия у них, конечно, райские. Несколько душевых, большие зеркала, офицерские каюты, новейшие приборы. Но среди их добровольцев есть такие, которые уже второй месяц в плавании, а на мачте так и не побывали. Да и цены на «катание» мягко скажем не штандартовские.

Сегодня прибегали к ним еще раз – лазали на мачту. Ванты поустойчивее, чем у нас, но на марсовую забираться труднее – наклон больше. Да и на самом топе команда «найди свой путь наверх» звучала двояко. Выбленки к топу не предусмотрены.

В культурную программу вошел музей климата. Между прочим, единственный в мире. Первые пару часов мы были уверены, что музей построен наркоманами для дебилов. Но потом нас тоже вставило и мы смирились.

Пустые комнаты по втыканию на экран или медитация на зажигающуюся лампочку показалась нам в высшей мере концептуальной. А некоторые экспонаты советские дети всегда организовывали дома. Например, положите кусочек льда под лампу и посмотрите, как он растает. Зато автомат по демонстрации занимает 2 на 2 метра минимум.

Но вторая часть программы удалась на славу – путешествие по разным климатическим зонам. По прежнему втыкать на экран с видеооткровениями местного населения мне не хотелось, а вот вдохнуть воздух пустыни, потрогать руками айсберги и ощутить на лице дождь и дыхание тропического леса было действительно чудом. Не считая того, что мы доили пластмассовых коров, почувствовали себя жуками-пришельцами и поднимались прямо на небо, там действительно было на что посмотреть. Главное относиться с трепетом и юмором.

© Катя Сехина

***

Я видела два вида волнений на море. Можно, конечно, систематизировать все научно. Можно исходить из направления ветра, направления волн, из силы, скорости и количества баллов при качке. Тогда смело можно будет говорить, что я видала многое. Но я классифицирую все иначе.

Первое – когда корабль раскачивается вверх-вниз. Стоишь на баке и подлетаешь вместе с носом к самому небу. Чувствуешь, как встает на дыбы фрегат, и уже предчувствуешь будущее падение. И вот откатывает волна, и в образовавшийся надрыв между двух зеленоватых барханов откидываешься, отдаешься, стремишься. И на секунду чувствуешь, как отрываются от палубы подошвы, как замирают вертикально волосы и как душа замирает на краю дыханья.

А второе, когда качается колыбель бортов. Под кожей воды перекатываются гигантские тела китов. Они лениво упираются лбами в самое днище, но от их дружеского приветствия планшеря наклоняются к самой пене, и ты не знаешь, что такое вертикаль. То ли ты, твердо вцепившийся в штурвал, то ли невидимые перпендикуляры относительно качающегося горизонта.

Но можете мне поверить, и тот, и другой вид волнения способствует таким акробатическим этюдам на камбузе, которые в обычно жизни не снились ни одной сковородке.

© Катя Сехина

Теперь в каждой второй немецкой семье есть моя фотография

Кажется, все население Фленсбурга собралось на пристани, когда я выпендривалась за бортом с тряпкой и рулоном туалетной бумаги.

Поднимая собственный вес одной рукой, другой пытаешься передвинуть люльку, на которой сидишь. Страховочный канат скрипит, ведро с водой долбит по ногам, нормально протереть стекло мешает амплитуда собственных раскачиваний. И ты принимаешь такие акробатические позы, какие не снились тебе в мечтах о цирке.

А внизу, прямо под весящей тобой собрались медузы. Огромные желейные плошки с темными пятнышками мозгов дрейфуют прямо под неустойчивой сидушкой. Собираются в группы, приплывают со всех концов пристани, и как будто ждут, ждут когда я все таки навернусь.
А с берега счастливые немцы улыбаются и вспыхивают фотоаппаратами. Вспыхивают и вспыхивают.

© Катя Сехина

Страницы: 1 | 2 | 3 | След.