Дневники команды

  • Архив

    «   Сентябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30        

Норвежский круиз «Штандарта»

По пути из Ставангера в Алезунд зашли в пьяный очаровательный Тюснес. Раз в году спокойствию и размеренности местечка угрожает гигантский музыкальный фестиваль - разве могли мы такое пропустить? Местные съезжаются загодя, выпивают крепко, много и продолжительно. В портовом кабаке прямо рядом с нами новые викинги пели и плясали на столах до утра, многие жаждали вступить в экипаж немедленно - но ответственные вахтенные у трапа предлагали подождать с решением до утра: однако, к поднятию флага тусовщики испарились. Народная мудрость: мечтай о море за рюмкой сколько влезет, но в матросы ходи только в трезвом уме и доброй памяти.





Из Тюснеса взяли курс на Самый Дождливый Город В Мире (по версии официальных источников и местных жителей). Те и другие не обманули - Берген встретил дождем, туманом и толпами туристов: пришвартовались на Ганзейской набережной, которая входит в Список наследия ЮНЕСКО. Украсили, можно сказать, друг друга.

На этом переходе удивительный экипаж – 15 юных матросов от девяти до шестнадцати из дружественного проекта "Полветра". Мальчишки и девчонка, а с младшими также их родители учатся в очень оперативном режиме всему: вязать узлы, управлять парусами, готовить обед на 40 человек, а бонусом снимать морские фото (наставник и капитан Роман Проценко уже выбирает лучшие кадры для отдельного альбома).

Даниил Симанов, “Полветра”: «Свои мечты мы осуществили давно – теперь дарим мечты другим. У меня тоже личный мотив – хотел познакомить брата с парусом. Мы живем в разных странах и довольно мало общаемся (я ушел из дома, когда он только родился.) У ребят сейчас вообще возраст хороший: еще не поздно увлечь, выдернуть из комьютеров и телефонов. А парус - лучшее воспитание. В Америке, например, популярна практика – отправлять подростков на учебные парусники, и это никак не связано с карьерой на флоте.»



Времени на разграбление городов остается катастрофически мало, но Берген смотрим в пешей экскурсии, о которой обязательно расскажем: если не здесь - то в нашем инстаграме точно. Кстати, скоро в нем будет еще больше картинок, штандартных баек и хэштегов. Обязательно подписывайтесь!
https://instagram.com/frigate_shtandart/

Впечатления Дениса Субботина

Цитата
«Я ранен светлой стрелой — меня не излечат.
Я ранен в сердце — чего мне желать еще?»
БГ


Я несколько раз пытался написать о моём путешествии под парусами, но останавливался — понимая, что не в силах описать и сотую часть ощущений, полученных на борту. Мой мир никогда теперь не будет прежним. И дело не только во внешних впечатлениях — хотя они далеко выходят за грань повседневного опыта. Дело в самом смысле и ритме существования этого уникального фрегата: для сотен людей он стал местом, в котором они нашли внутреннюю силу, по-новому открыли небо, море, дружбу, общение, красоту мира, радость труда и, в конце концов, самих себя.

Я знаю, что это расстроит моих родных, но у меня появился второй дом. Место, куда хочется вернуться из любых странствий — даже если это существование в пределах города, в котором ты родился, вырос и живёшь. Теперь мне снится море…

Я так давно не был счастлив, как там — когда, обливаясь потом, ставил паруса, или когда драил палубу, готовил на камбузе обед в разбегающихся от качки кастрюлях, держал штурвал, вглядываясь в ночной горизонт в поисках звёзд. О внешней канве жизни на корабле можно было бы написать увесистый том — но скажу проще: две недели на борту прошли как два месяца, и, видит Бог, этого оказалось очень мало…

Когда кто-то списывается с корабля, по традиции — он отдаёт на борт последний швартовочный конец. И когда в Клайпеде я провожал взглядом уходящих друзей, у меня, старого несентиментального мужика подмокли глаза, что, в общем, редко бывает…

«Мечты прекрасны воплощеньем!» — вот девиз корабля, и это не пустые слова! Владимир Мартусь, капитан этого прекрасного судна, воплотил свою мечту — своими руками и руками друзей построил фрегат, который сейчас делает мечты девчонок и мальчишек (хоть и сорокалетних :) ) реальнее того, что принято в обществе называть «жизнью».

Как-то вечером, на закате, капитан, сидя на корме, тихо сказал, глядя на переливающееся всеми оттенками красного, синего и желтого небо над морем: «Двадцать лет я здесь, а всё не могу привыкнуть – как красиво…»

Спасибо, капитан! Я обязательно вернусь, чтобы дописать еще десяток виршей в альбом «Фривольных морских песен», чтобы пожать мозолистые руки друзьям, услышать плеск волн о борт, почувствовать тугую мощь паруса, запах солёных брызг и тировки, услышать — как тихо поскрипывает и гулко ворчит огромный теплый живой деревянный невероятно красивый фрегат…
Спасибо!!!

Игра света и снастей

Впечатления постоянного члена экипажа Ирины Петерс.


Если спросить у команды, чем запомнилась парусная гонка, — ребята задумываются. Каждый найдёт в вихре впечатлений что-то своё, отдельное. И будет долго вспоминать.
Для меня это была самая тёплая и по-настоящему летняя регата, — с душевной дружеской атмосферой, красотой новых парусов и с до смешного настойчивыми требованиями военных моряков на определённом участке пути.



Плавание из Клайпеды в Щецин началось с нервного ожидания практикантов из Литвы и Уругвая (!). Южноамериканские любители парусов выиграли путёвки в плавание на «Штандарте» в конкурсной программе организаторов регаты TSR. Ожидали мы их приезда с большим интересом. Литовцы говорили по-русски, что нас порадовало, а вот уругвайцы… но это отдельная история. По-английски, да.



Накануне старта мы, как положено, проводили инструктаж всё же прибывшим ночью новичкам. Состав экипажа был многонационален, как никогда: русские, литовцы, уругвайцы, латыш, финка и украинка, ну, и Лайви, то есть англичанин. Всего 24 человека.



8 июня в 15:00 был дан старт, мы спешно поставили все паруса и,… тут началось то самое, за что я люблю гонки — это тонкая настройка. Капитан окидывает внимательным взором паруса на трёх мачтах, энергично отдаёт приказы, едва не срываясь с места, чтобы подобрать брас или выбрать шкот. И каждая вахта чувствует ответственность на себе за те добытые или потерянные десятые в скорости, и пару градусов курса, выжатые за вахту. Кто-то из вахтенных офицеров ставит новичков на штурвал и не отходит от него, обучая тонкостям управления, а кто-то сам по максимуму ведёт корабль к цели, особенно в бейдевинд.

Больших скоростей не было, мы не гнали так, что волосы били в лицо до слёз, но разнообразие присутствовало. С семи узлов скорость упала до двух, что поделать. Ветер был ровный, карта ветра напечатана, и мы гадали, успеем ли до «вот этого витка ветра», и поймаем ли наш ветер. По ходу пробовали ветер на разных курсах. Набивали шкоты «мышиными талёвами», обтягивали булиня, поднимали на топенантах марселя. В общем, увеличивали площадь парусности как могли. Ловили каждое трепетание шкаторин и скребли мачты с целью усиления ветра. Азарта добавлял тот факт, что в пределах видимости на море мы были не одни. С нами борт в борт, на расстоянии в пару миль, шли голландские парусники «Мерседес» и «Эльдорадо». Мы сверяли наши курсы, скорости, и будто взглядами тормозили белые прямые паруса «Мерседес» и золотистые треугольники «Эльдорадо». Польский фрегат «Дар молодёжи» упрямо вырывался вперёд, а потом ушёл далеко на юг под бережок, искать счастья там. Но не нашёл!!!

Курс гонки пересекал морскую границу Литвы и России. Это было заметным событием, потому как на фрегате «Штандарт» границу России я ещё не пересекала, а это же родной дом корабля.

Почему же после финиша нам вручили приз Friendship Trophy? Полпути мы общались с военными, которые говорили только по-русски и пытались таким образом донести до англо-язычных участников регаты то, что в данном секторе будут проходить военные учения. Нам предлагали изменить курс на 180 градусов, на что мы спокойно отвечали, что не имеем на то возможности, парусники не могут ходить против ветра. Начало диалога с ними было довольно суровым и не покинуло «стен» штурманской, но… в итоге нас предупредили о возможности получить ракету в борт. Сектор мы прошли благополучно. Опыт получили.

Смена вахт. Ход гонки. На море была небольшая волна, мало кого укачало, и потому камбузная вахта не страдала героизмом и работала в нормальном режиме, накрывая на стол в положенное время. Всё шло своим чередом.



Очень радовала погода – чистое небо и солнце! Каждый закат и рассвет захватывался объективами, солнечный свет жил в парусах, отражая ход солнца, и выписывал по палубе прозрачными тенями грани снастей фрегата. На эти тени невозможно было насмотреться, они менялись от тихого покачивания корабля, а по их изменению можно было судить о курсе корабля в целом. На траверзе красиво светился парусами один из наших соперников, и на фоне летнего неба они составляли живописнейшую картину. Что неминуемо добавляло романтизма гонке.





На рассвете, который случился около 4-х утра, мы решили поставить блинд-парус, «блинду». Мягкий розово-золотистый свет и лёгкий ветерок гораздо ярче ощущаются над водой на вперёд идущем бушприте. Я автоматически раздавала сезни, и думала совсем не о гонке, а о том, как же хо-ро-шо.

Потом солнце выкатилось на небо и стало греть так сильно, что и на завтрак не хотелось спускаться в кают-компанию. Ветер был небольшим, поэтому вскоре на борту можно было видеть результаты «тонкой настройки парусов». На шкотовом углу блинды красовалась гантель весом в 8 кг и своим весом помогала парусу работать эффективней). К 16-ти часам на баке гордо парусил стаксель, чьё походное место обычно — у штага грот-мачты. Этот косой парус, основанный одним углом за пиллерс кофель-нагельной планки, составил отличный тандем с фоком, и выглядел как настоящее крыло. Скорость росла.

На следующее утро мы шли уже тремя узлами, и нашей же вахтой мы убирали блинда-парус, укатывали его вместе с Лайви и хитрым манёвром опускали гантель на палубу.



Каждый вечер до 20:00 капитан докладывал организаторам о нашем местонахождении, диктуя координаты по рации на выделенном канале гонки. Два парусника были сняты с гонки за несоблюдение этого правила доклада.
Как только был отдан сигнал об окончании гонки, мы шустро убрали все паруса, и пошли под двигателем, ибо наши 2 узла скорости уже не радовали душу. Мы спешили в порт Щецин и готовились к следующему радостному дню. Выражалась подготовка в «тонкой настройке» внешнего вида экипажа — мытье голов и глажке рубашек. Но и это уже совсем другая история, и она скорее бытовая, нежели героическая.

Награждение

Впечатления постоянного члена экипажа Ирины Петерс.

Не так часто бывает, что при заходе в порт мы ощущаем приятное волнение, граничащее с ожиданием славы и признания.

На закате в Щецине песнями нас встречал наш добрый друг Христофор, с хлебом-солью и объятиями. И мы уже ощутили себя победителями. А вот момента награждения нам пришлось ждать почти два дня.

Субботним вечером, как обычно, покатав туристов, часть экипажа «Штандарта» отправилась на «крю-парад», как его уже принято у нас называть. После парада планировалось награждение участников гонки. На лужайке у городского белокаменного фонтана установили сцену и места для зрителей.

Церемония проходила бодро и без лишних слов. Драйв экипажей, вернувшихся с парада, передавался на первые ряды, которые занимали представители от кораблей-участников. Кубки вручали на высокой сцене. Путь к награде проходил по очень крутому трапу, преодолеть который можно было только с разбега. Все бодро взбегали на сцену, кто скользил по пути, кто взлетал, радостно потрясали кубками под бойкие возгласы толпы, и возвращались на свои места в первых рядах лужайки.



«Штандарт» не ожидал третьей награды Friendship Trophy, и потому было особенно «адреналиново» взлетать на сцену, ощущая дрожь в коленках и гордость за экипаж. Награждение прошло быстро и задорно, впереди нас ждали на «крю-пати» - праздничный ужин для экипажей всех участников гонки, с танцами и интернациональным общением.

В завершение вечера пошёл дождь, он освежил воздух, и очистил небо, в которое запустили сотни искристых салютов в честь окончания этапа гонки. К полудню следующего дня тёплая набережная Щецина была укутана лёгкой дымкой яхт и кораблей, покинувших город ради новых морских путей и приключений.

Впечатления Андрея Самойлова

Уже не первый год жизнь под парусами увлекает меня чувством свободы и яркими эмоциями. В этом году мне представилась возможность отправиться в самое увлекательное приключение — гонку на настоящем фрегате!

О фрегатах, о больших и грозных судах парусной эпохи знают все: кто-то увлечённо читал о них в книгах, видел в фильмах и компьютерных играх, кому-то доводилось собирать их модели. Но только представьте себя на борту подобного судна: у штурвала или тянущим снасти, замершим на марсе или палящим из пушек! Это поражает, разрывает жизнь на «до» и «после», открывает совсем другой мир, полный приключений.

На «Штандарте» каждый видит себя со стороны: что мы умеем, на что способны, чего стóим за стенами опрятных офисов и квартир. Здесь вы поймёте, кто вы такой и чего на самом деле хотите от жизни. День за днем пройденные мили остаются за кормой, ваши руки становятся крепче, а команда превращается в единый, слаженный механизм. Прежде чужие, люди доверяют друг другу, как себе, качаясь у топа мачты, крепя снасти или выбирая курс.

Мне выпала честь стать частью экипажа «Штандарта» в гонке TSR-2015, где на этапе Клайпеда–Щецин мы взяли первое место. Тихая погода обострила тактическую борьбу, и регата обернулась напряженной шахматной партией: команда боролась за каждую милю, каждый узел, каждый градус остроты. В отличие от небольших яхт, где все порой происходит молниеносно, управление огромным фрегатом дает время на тщательную оценку обстановки, планирование и выработку стратегии. Настоящий праздник ума! Как и всегда в таких гонках, хладнокровие и вдумчивый расчёт взяли верх.

Наверное, есть множество мест, где отдохнуть приятнее, где спать можно до полудня, а мышцы не ноют от тяжелой работы. Но если ваша жизнь не мыслима без приключений, будоражащих открытий и безудержного стремления вперед — welcome aboard!

Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 |