Дневники команды

О плавании в тумане

… «Голландская зима – это туман» - сказал мне однажды голландский волонтер Ханс.

Летом, когда мы проходили вдоль голландского побережья, я обратил внимание на огромное количество значков на карте, обозначающих затонувшие суда. Возможно, что некоторые из них отправила на дно голландская зима…
Утром, 19 декабря мы увидели эту зиму. Не просто увидели – нам предстояло погрузиться в голландскую зиму. Принять в ней участие.

… Поднявшись в этот день на полуют, на подъем флага, я с наслаждением смотрел на контуры домов и церквей старинного голландского города Хеллевоетслейс. Они мягко вырисовывались в густевшей туманной мгле. Туман скрывал все современные черты, и можно было мысленно представить себя современником Тиля Уленшпигеля…

В большинстве руководств для судоводителей говориться, что в условиях сильного тумана лучше не выходить в море, а зайти в кафе, выпить чего-нибудь горячего и поговорить о погоде с барменом.

Но тогда – не узнать, каково оно там, в тумане, какие неожиданности готовит белая мгла.

И, конечно же, оставшись в гавани невозможно получить ценный опыт судовождения в условиях ограниченной видимости.

Так или иначе, капитан решил выйти из Хеллевоетслюса. Мы должны были ровно в 9-00 пройти перед окнами ратуши, и, помахав рукой господину мэру, раствориться, подобно призраку в тумане…

Переход обещал быть весьма интересным и азартным – ибо в густом тумане нам предстояло зайти в шлюз Стиллендама и по узкому и мелкому фарватеру выйти в Северное море.

Однако, события развивались еще более неожиданно. Капитан предложил предложил мне и Диме Житнухину возглавить переход из Хеллевоетслёйса в Роттердам в качестве шкипера и старшего помощника. «Определяйтесь, - сказал капитан – кто будет исполнять обязанности шкипера, а кто-старпома».
Мы с Димой решили совершенно по-македонски разделить переход на две части – до половины пути шкиперю я – потом он.

Соответственно, на мою часть приходилось: отойти от причала, пройти ровно в 9-00 перед ратушей – перед строгим взором господина мэра, пройти разводной мост (моему знанию английского языка предстояло испытание в виде переговоров с оператором моста), пересечь Haringvliet и, миновав мосты и шлюзы Стиллендама выйти по узкому и мелкому фарватеру в море.

…Как же ходили в тумане корабли в те (относительно недавние) времена когда не было радара и GPS?

Каким феноменальным чутьем и интуицией должны обладать судоводители, чтобы войдя в туман выйти из него в нужном месте?...

Реальность в тумане теряет ясность, расстояния и контуры ориентиров искажаются. Когда весь мир вокруг исчезает - кажется, что ты можешь вынырнуть из этого тумана и очутиться где угодно – вернувшись на 300 лет назад, шагнув на 100 лет в будущее.

Однако, даже имея радар и GPS, вместо широкого входа в аванпорт Стиллендама я попытался направить «Штандарт» в маленькую яхтенную гавань. И только своевременное вмешательство капитана избавило нас от необходимостью разворачиваться в узкой марине.

Проход шлюзов в тумане оказался не самым сложным этапом перехода. Самое интересное ожидало нас при выходе в море, на узком фарватере.

Сначала я предполагал, что на «большой воде» будет более ветрено и туман станет не таким густым. Но он оказался еще плотнее и его клубы перекатывались через палубу, окутывая корабль так плотно, что не было видно бушприта.
Согласно лоции, этот извилистый фарватер отличается изменчивостью, так как приливные течения постоянно перемещают донный материал и навигационные знаки переставляют, согласно новой обстановке и результатам дноуглубительных работ. Поэтому, то, что видели мы на нашей прошлогодней электронной карте, могло не соответствовать действительности.

Лоция – не лжет! Фарватер действительно переполз на другое место, и первая же пара буев оказалась не там, где они были отмечены на карте…

Посадка на мель произошла легко и незаметно. Большая часть экипажа вообще не ощутила остановки движения – паруса были полны ветром, вода продолжала журчать вдоль бортов. И только самые наблюдательные обратили внимание на логическое несоответствие: судно должно было идти вперед, но вода, почему-то, двигалась в обратную сторону, от кормы к носу.

Мы плотно сидели на песчаном грунте, при низкой воде, до начала прилива было около часа и поэтому решили «не пороть горячку», то есть спокойно пообедать и позволить приливу снять нас с мели.

Нам повезло – при высокой воде посадка на мель не оставляет времени на неспешную трапезу.

Несмотря на прилив, голландский грунт так просто не отпускал, и нам пришлось выполнять еще одно «упражнение» - промер глубин вокруг корабля. И мы с Удмуртом, вооружившись тяжеленным четырехметровым футштоком, носились на шлюпке среди клочьев расползающегося тумана в поисках наилучшего направления для схода с мели.

В сложных условиях плавания очень отчетливо понимаешь смысл слов «экипаж», «команда», «crew». Только в условиях слаженной и ответственной работы всех членов экипажа можно решить трудную задачу – пройти через туман. Зоркие глаза впередсмотрящего, внимание и опыт вахтенного у монитора радара…
За несколько напряженных минут плавания или действий в сложных условиях узнаешь о своем судне и товарищах много больше, чем за сутки или недели неспешного «парусного релакса». В частности, именно поэтому мне нравятся ночные вахты. Но это отдельная история.

(с) Михаил Юшков