Люди из стали. Часть 4. Робер Сюркуф. Король Корсаров

Дата публикации:
21.08.2013

Сегодня в рамках совместного с компанией «Полветра» информационного проекта «Люди из стали» мы хотим рассказать о человеке, не заставшем Эпоху Великих Географических Открытий и не являвшимся первооткрывателем. Но рассказывая о деревянных кораблях и железных людях, не упомянуть самого легендарного французского мореплавателя было бы, на наш взгляд, непростительной ошибкой.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Робер Сюркуф«Корсар — это пират, который платит налоги», — заявил мне помощник капитана «Лиса» — копии последнего из кораблей Робера Сюркуфа. Куттер стоит в гавани корсарской столицы Франции — Сен-Мало, городе, где родился и куда неизменно возвращался один из самых знаменитых французских джентльменов удачи. Порт Сен-Мало мало изменился с тех времен, когда местные каперы наводили ужас на торговые суда в Ла Манше и далеко за его пределами, и реплика пиратского корабля сегодня гармонично вписывается в его пейзаж.

Бретонские моряки всегда были немного рыбаками, немного купцами и — чуть больше, чем немного, — пиратами. Неудивительно, что среди предков Робера Сюркуфа, родившегося в 1773 году недалеко от Сен-Мало, было немало охотников за чужим богатством. Будущий «Тигр семи морей» рос, окруженный легендами о своих родственниках — корсаре Рене Дюге-Труэне и приватире Робере Сюркуфе де Мезонневе. Пиратство было у будущего «Тигра семи морей» в крови. Родители Робера прилагали все усилия, чтобы уберечь сына от корсарской доли — потомка воинственных мореплавателей прочили в священники. Но судьбу не обманешь — то, что мирный пастырь из Сюркуфа не получится, стало очевидно еще в детстве: мальчик не отличался послушанием и постоянно демонстрировал окружающим свой буйный нрав. Последней каплей стал побег юного Робера из колледжа. Что именно толкнуло его на этот шаг — несправедливое наказание или просто взрывной характер, который не даст ему впоследствии прижиться в регулярном флоте, — неизвестно. Но Робер Сюркуф бросает не успевшую начаться карьеру священнослужителя, успев напоследок укусить за ногу своего преподавателя, и в 13 лет оказывается на флоте — в Индийском океане.

КентНаверное, это первая легенда о Робере Сюркуфе, а в последующие годы их возникнет еще очень много. Сегодня о нем написаны книги и сняты фильмы, но Робер Сюркуф стал легендой Франции еще при жизни. За годы своей каперской карьеры он захватил 47 английских, голландских и испанских судов, окружив себя ореолом неуязвимости и удачливости. Он был тем самым французом, встречи с которым в море боялись англичане — «Король Корсаров» впервые показал, что Британия, признанная «царица морей», не всегда выходит победителем в морских сражениях. Сюркуф сколотил огромное состояние на пиратстве и работорговле — уже в 35 лет он «отошёл от дел», поселившись в Сен-Мало и став крупным судовладельцем, которому принадлежал целый корсарский флот в 19 боевых и торговых кораблей. При этом нажива никогда не была для него приоритетом, — Сюркуф мог выбросить за борт груз золота ради небольшого увеличения скорости. И отнюдь не жаждой обогащения он руководствовался в своих первых пиратских рейдах, — отец его будущей жены согласился отдать за него дочь лишь в том случае, если его состояние превзойдет таковое у предыдущего кандидата. Сюркуф выполнил пожелание тестя, став самым богатым человеком в Сен-Мало.

Робер Сюркуф стал величайшим пиратом своего времени, но сумел вовремя остановиться, уйдя на заслуженный отдых именно в тот момент, когда эпоха напряженных парусных противостояний стала сходить на нет. Одна из самых красивых легенд о Сюркуфе повествует уже о том времени, когда он из грозы морей превратился в успешного судовладельца, коротающего свои дни за стаканчиком в любимой таверне. Солдаты из прусского гарнизона, расквартированного в Сен-Мало после поражения Наполеона, помешали его игре на бильярде. Сюркуф вызвал обидчиков на дуэль — всех разом, и одиннадцать его противников были убиты один за другим. Последнего бывший корсар пощадил со словами: «Живите, чтобы было кому рассказать, как может сражаться старый наполеоновский солдат».

Куттер ЛисВо Франции о Сюркуфе знает каждый ребенок. В военном флоте этой страны неизменно присутствует судно, названное в его честь. Он — герой песен, книг, фильмов и анекдотов, которому соотечественники простили даже причастность к работорговле. Французы по сей день рассуждают о том, как повернулась бы история страны, командуй объединенным франко-испанским флотом при Трафальгаре не нерешительный адмирал Вильнев, а непобедимый и бесшабашный Робер Сюркуф. А на набережной, названной в честь Дюге-Труэна, чья кровь текла в жилах великого корсара, снова стоит куттер «Лис», любимец Сюркуфа — хитреца, смельчака, баловня фортуны, пройдохи и патриота.

18 октября «Штандарт» зайдет в Сен-Мало, столицу французских корсаров и родной город Робера Сюркуфа. История города неотделима от истории великого пирата, и камни малонских мостовых до сих пор хранят отпечатки ботфорт «Тигра семи морей». Возможно, нам повезет, и мы сыграем партию на бильярде в той самой таверне, где Сюркуф любил проводить вечера — и храни Господь тех, кто осмелится нам помешать! Хотите поближе познакомиться с «Королем корсаров», и хоть на минуту, почувствовать себя пиратом, вернувшимся в родной порт? — пойдём с нами!

Материал подготовили

  • Кобби, волонтер «Штандарта»
  • Даня, компания «Полветра»



Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника - polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!