Люди из стали. Часть 9. Марк Жозеф Марион-Дюфрен, французский Кук

Дата публикации:
12.09.2013

В 1840 году, согласно договору Вайтанги (правовые аспекты которого юристы обсуждают до сих пор), Новая Зеландия официально получила статус британской колонии. Хотя, первым европейцем, заявившим права на эти территории за 70 лет до англичан, был французский поданный Марк Марион-Дюфрен. Ему и посвящен новый выпуск проекта «Люди из Стали», который мы подготовили вместе с нашими друзьями из компании «Полветра».

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали
.

Имеет ли география сослагательное наклонение? Представьте, что, прилетев в Новую Зеландию, вы бы общались с пограничниками по-французски, а столица одной из самых живописных стран мира называлась бы Луисвиль. Или даже ещё интереснее — Фратерните! Сейчас это звучит дико, но в эпоху, когда европейские монархии активно делили между собой земной шар, судьбу огромных территорий зачастую определял случай. Найди герой нашего сегодняшнего рассказа общий язык с воинственными маори… Впрочем, пожалуй, география сослагательного наклонения все же не имеет, и рассказывать об истории французской Новой Зеландии — задача для писателей-фантастов. А мы можем рассказать о человеке, который чуть было не сделал эту фантастику реальностью.

Марк Жозеф Марион-ДюфренМарк Жозеф Марион-Дюфрен родился в 1724 году в Сен-Мало, корсарской столице Франции. Едва ли не каждый житель города в те времена был моряком, и едва ли не каждый моряк — немного пиратом. Не был исключением и отец Марка, сколотивший, будучи капером, приличный капитал и владевший солидной долей во Французской Ост-Индской Компании. Именно на одно из принадлежавших компании судов он и отправил работать сына — уже в возрасте 11 лет. Рано начавшаяся морская карьера Марион-Дюфрена развивалась стремительно. В 21 год он уже командовал французским военным судном в войне за австрийское наследство, а в последующей Семилетней войне снискал себе славу решительного и талантливого офицера, — граф д’Анше, вице-адмирал Франции, высоко отзывался об умениях и знаниях молодого мореплавателя, утверждая, что с ним любое плавание будет безопасным.

В ходе азиатской кампании Франции в Семилетней войне Марион-Дюфрен вновь оказывется в Индийском Океане в должности капитана военного корабля Французской Ост-Индской Компании, и по окончании войны в 1763 году поселяется на Маврикии. К 1769 году компания, утратившая в ходе войны все свои владения в Индии, обанкротилась, а наш герой потерял работу и регулярное жалованье. В 1771 году Марион-Дюфрен получает от интенданта Маврикия два задания, и с радостью соглашается их выполнить. Во-первых, он должен доставить на Таити туземца по имени Аутуру (его привозила в Париж экспедиция Бугенвиля, и теперь таитянин пытался вернуться домой), а во-вторых — исследовать малоизученные области Индийского океана в поисках предполагаемого «южного континента».

Небольшая экспедиция из двух кораблей под командованием Марион-Дюфрена покидает Маврикий в октябре 1771 года и берет курс на Таити. Через несколько недель плавания Аутуру умер от оспы и французкий мореплаватель развернул корабли на юг. В последующие несколько месяцев Марион-Дюфрен открыл, нанёс на карту и незамедлительно объявил территорией Франции два небольших архипелага. Интересно, что имена, которые эти острова носят сегодня, им дал Джеймс Кук, прибывший сюда несколькими годами позднее. Англичанин продемонстрировал уважение к своему французскому конкуренту — один из архипелагов он назвал «острова Крозе», в честь первого помощника Марион-Дюфрена. Другой архипелаг получил имя «острова Принца Эдварда», но один из двух островов в его составе поныне носит имя французского первооткрывателя.

После открытия архипелагов экспедиция Марион-Дюфрена прошла вдоль берега Тасмании (предположительно, в поисках строевого леса для ремонта кораблей), и в марте 1772 года подошла к берегам Новой Зеландии. Француз принимает решение подробно исследовать острова и наладить дружеские отношения с местным населением — маори. Будучи поклонником идей Вольтера и Руссо, Марион-Дюфрен считал туземцев благородными дикарями, наделёнными нравственной чистотой, давно утерянной европейцами, и романтизировал их быт и традиции. Он запретил своим спутникам не только проявлять малейшую агрессию в отношении туземцев, но даже наказывать маори, пойманных на воровстве инструментов и оружия из лагеря европейцев. Впрочем, таких случаев поначалу было немного, и отношения между экипажем и местными племенами установились мирные и на редкость дружелюбные. Французы получили дерево, воду и свежую пищу, которая помогла поставить на ноги больных цингой. Европейцы получили приглашение на праздник маори и провели ночь в деревне туземцев, а вожди местного племени Те Каури не раз становились гостями на кораблях европейцев. По инициативе Марион-Дюфрена европейцы взялись за обучение дикарей, — правда, устройство мушкетов и стальное оружие французов интересовало маори заметно больше, чем Закон Божий...

Смерть Марион-Дюфрена

Что именно случилось 12 июня 1772 года, что послужило поводом для конфликта — неизвестно. Современные историки склоняются к версии, что никакого повода и не было, туземные вожди с самого начала планировали нападение на французов, желая завладеть их оружием, и просто ждали выгодного момента. Сам Марион-Дюфрен и 25 его спутников попали в засаду в бухте Манаваора, излюбленном месте рыбалки французов, на значительном удалении от лагеря. Из всей группы выжил лишь один человек. Сам лагерь был атакован той же ночью, но европейцы отбили атаку практически без потерь. На нападавших была одежда капитана Марион-Дюфрена и его спутников... Перегруппировавшись, французы сами пошли в атаку на туземцев и, захватив их деревню, обнаружили кости своих товарищей — остатки пиршества каннибалов-маори, желавших, видимо, проникнуться силой и умом капитана и его несчастных спутников.

За несколько дней до своей трагической гибели Марк Жозеф Марион-Дюфрен повелел закопать в столь гостеприимную для него землю бутылки, в которых находились официальные документы, объявляющие все исследованные капитаном территории собственностью Франции под именем «Французской Австралии». Но его трагическая смерть, как и вести о воинственном нраве маори и распространённой у туземцев практике каннибализма, надолго оттолкнули Францию от идеи колонизации Новой Зеландии. А вскоре, с приходом к власти Наполеона, молодой Империи стало и вовсе не до колониальных амбиций.

Памятный знак на месте гибели Марион-Дюфрена и его спутников.Будущая столица Новой Зеландии была основана в 1840 году и была названа Веллингтоном, а не Фратерните, и даже не Луисвилем. В честь Марион-Дюфрена не был назван ни один город. Зато его имя носит залив на острове Тасмания, названном в честь голландского мореплавателя. И, кстати, именно Абель Тасман был первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии задолго до француза. Его знакомство с маори не заладилось с самого начала, закончившись кровопролитием, и Тасман покинул негостеприимный остров, назвав открытый им берег «Заливом Убийц». А ведь могло и по-другому сложиться, — и новозеландский пограничник приветствовал бы нас сегодня по-голландски. Вот только нет в географии сослагательного наклонения — как и в истории.

18 октября «Штандарт» зайдет в Сен-Мало — родной город Марион-Дюфрена. Мы обязательно вспомним историю великого мореплавателя, гуляя по малонским мостовым, — его и других первооткрывателей, кто мог изменить привычную для нас карту мира, но по какой-то причине (а чаще — просто по трагическому стечению обстоятельств), так этого и не сделал. И если вы хотите оказаться в Сен-Мало вместе с нами, для вас есть место на борту!

Материал подготовили

  • Кобби, волонтёр «Штандарта»
  • Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника - polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!