Первые паруса «Штандарта»

Дата публикации:
08.04.2014

Благодаря поддержке тех, кто неравнодушен к морской романтике, уже скоро «Штандарт» поднимет новые паруса. До конца проекта осталось всего 10 дней, и еще есть возможность поучаствовать в нем!

А мы пока поделимся с вами историей первых парусов «Штандарта», которую рассказали его строители.


За 15 лет мореходства «Штандарт» успел сносить пару комплектов парусов. Первый, как одноименный блин, оказался не слишком удачным. И все же он был, и позволил кораблю впервые выйти в море.

В 1999 г., когда достраивали «Штандарт» и собирались оснащать его парусами, мы, конечно, знали про современные заграничные парусные материалы – прочную, долговечную, эстетичную синтетику. К сожалению, на тот момент они были настолько для нас недоступны, что вариант их использования для «Штандарта» даже не рассматривался. Закупили родную парусину на фабрике во Владимирской области – обыкновенная льняная ткань, не пропитанная никакими водоотталкивающими средствами. От химической обработки пришлось отказаться, поскольку ткань сразу превращалась в брезент с этаким болотно-зеленым оттенком, плохо сочетающимся с историческим парусником.

Закупленную парусину отвезли в кронштадтскую парусную мастерскую. На тот момент, когда мы обратились туда с заказом, парусов они уже давненько не шили. Но все же там работали мастера, которые помнили паруса «Крузенштерна». В мастерской нам сшили полотнища. Это очень большой объем работ: и по общему километражу швов, и по весу перетаскиваемой парусины, и по раскатываемому на полу метражу. Но самый трудоемкий процесс был еще впереди. Заготовки парусов были перевезены на нашу верфь, и начался кропотливый ручной труд. По периметру каждого паруса пришивается трос, называемый ликтросом. В определенных местах в него вплетаются петли (кренгельсы), вдоль верхнего края и по углам паруса делаются люверсы. Все это исключительно руками при помощи нехитрых приспособлений. 

К нам на верфь приезжали голландские парусные мастера, делились опытом. Они провели мастер-класс: показали, как пришивается ликтрос, как обшиваются люверсы, объяснили, что каждый парусный мастер должен сшить самостоятельно гардаман1 под свою руку и подарили руководство парусного мастера на голландском языке, но с картинками. Кроме того нам пригодилась книжка немецкого судомоделиста Марквардта. Имея в своем распоряжении этот нехитрый арсенал, мы приступили к делу. Работы усложнялись тем, что в нашу тесную мастерскую паруса влезали только сложенными вчетверо. Легко ли быть уверенным, что тот угол, который ты вытянул из горы парусины, является именно шкотовым и именно на нем надо проковырять и обшить 20 отверстий?

Примерно около полугода заняла обликовка2 десяти парусов, обшивание всех люверсов и плетение риф-сезней силами одного постоянного работника и двух, присоединявшихся время от времени.

Вооружали готовые паруса перед самым отплытием. Некоторые из них вешали на реи уже в плавании.

Натуральная парусина впитывала в себя воду, становилась тяжеленной, плохо просыхала, что и стало причиной ее недолговечности. Паруса очень быстро начали гнить. Уже после одного сезона в море на парусах стали появляться заплаты одна за другой. Во время зимовки в Портсмуте фор-марсель был отдан в лабораторию комплекса исторических доков, кораблей и музеев для изучения видов плесени и грибов, которые заводятся на парусине.

После второго сезона паруса были вынуждены уступить место новым.

Второй комплект парусов был сшит из современного материала Duradon, он соткан из полиэстеровых нитей, но выглядит как натуральная парусина, и, конечно, гораздо более долговечен. Сначала попробовали шить самостоятельно, благо парусная швейная машинка, подаренная голландскими парусными мастерами, простаивала без дела. Сдвинув столы в офисе, раскроили и приступили к сшиванию полотнищ фор-марселя. Парус мы, конечно, сшили. Было очень интересно и полезно для приобретения нового опыта. Однако нам не хватало места и навыков, чтобы сделать эту работу действительно хорошо. Так что остальные паруса было решено все таки заказывать в парусной мастерской в Кронштадте. Была несколько изменена конструкция грота и фока – увеличили их высоту, а от бонетов2 отказались вовсе.

Обликовкой и люверсами занимались волонтеры на корабле, многим было интересно попробовать себя в этом деле. С Duradon оказалось куда сложнее работать вручную – он намного тяжелее протыкается иглой, нити раздвигаются неохотно. Но дело того стоило — эти паруса прослужили уже 13 лет.


1Гардама́н — кожаная или парусиновая перчатка без пальцев с круглой металлической пластинкой, расположенной на ладони ближе к большому пальцу и имеющей маленькие углубления; заменяет напёрсток при парусных работах.

2Бонет — небольшой парус, который добавлялся к основному парусу для увеличения скорости при слабом ветре.