Итоги конкурса «Большая Регата»

Дата публикации:
21.03.2016

Здравствуйте, дорогие участники конкурса «Большая Регата»! 

Ниже опубликованы ответы на вопросы конкурса.

Вопросы

1. 
На фото — капитан «Штандарта» Владимир Мартусь в форме петровской эпохи. На голове у него треуголка, — шляпа, которая стала использоваться в военной форме в XVI веке. Какая военная необходимость была причиной появления шляпы такой формы?

 

Ответ:
В первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа: она всем знакома по иллюстрациям к «Трём мушкетёрам». Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями. Распространение треуголки-tricorne в армии относится к эпохе правления Людовика XIV. Со временем эту моду переняли и штатские.       
  
2. 
В  2016 году команда капитанской гички «Штандарта» отправится на международные соревнования в Данию. В городе Роскилле, где будут проходить соревнования, существует музей викингов, где хранятся корабли, поднятые со дна фьорда и строятся их копии. Один из реконструированных кораблей выглядит так: 

  

Посмотрите на парус необычного цвета. 
Норвежский закон, принятый около тысячи лет назад, гласил: «Тот муж, на коего падёт долг хранить парус, да хранит его в церкви. Буде же церковь загорится, он должен первым делом спасти из огня парус». 
Почему викинги так бережно относились к парусам? 

Ответ:

Ответ на этот вопрос — в статье из журнала «Наука и жизнь»:
С середины позапрошлого века археологи смогли изучить целый ряд хорошо сохранившихся остатков кораблей викингов. Некоторые удалось поднять с морского дна, другие были закопаны под курганами при погребении какого-либо конунга (вождя викингов). Но ни в одном случае на кораблях не было парусов: в условиях, сносных для дерева, текстиль не сохраняется. Однако, изучив сохранившиеся документы, историки узнали, что искать паруса надо в церквах. Норвежский закон, принятый около тысячи лет назад, гласил: «Тот муж, на коего падет долг хранить парус, да хранит его в церкви. Буде же церковь загорится, он должен первым делом спасти из огня парус». Такие сведения и привели историков в старую церковь. Не был новостью и тот факт, что паруса ткали из шерсти: такие паруса использовались в Норвегии чуть ли не до середины XIX века.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/1455/ (Наука и жизнь, ПОД ШЕРСТЯНЫМИ ПАРУСАМИ)

3. 
В учебной мастерской «Штандарта», куда можете приехать и вы,  мы изготовили вот такие предметы. Объясните, пожалуйста, что это такое и для чего служат эти деревянные детали. 

 

Ответ:

Эти детали называются кницами, они используются для соединения частей набора любого деревянного корабля.

 
  

4. 
Посмотрев небольшой ролик о походе 2015 года, объясните, что такое колдунчики, и для чего в лодке они используются. 

Путешествие Мечты (клип) from Pavel Botkin on Vimeo.

Ответ:

Колдунчики — это ленты, прикреплённые к парусу, позволяющие рулевому оценивать направление ветра.

 

  
5. 
Что за судно изображено на этой фотографии? Расскажите о его особенностях. 

 

Ответ:

Это судно — знаменитый «Фрам» Фритьофа Нансена
«Самое важное в полярном судне — его способность выдерживать давление льда. Для этого потребуется создать специальный корабль с бортами округлой формы, чтобы давление льдов выжимало его на поверхность».

6.

 

Эта вещь часто использовалась на камбузе парусных кораблей. Подумайте, что это такое и напишите варианты ответа.

Ответ:

Правильный ответ — солонка, а также ёмкость для хранения специй.
Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».

7. 

 

 

Что это за приспособление изображено на старинных гравюрах?

Ответ:

Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».
Пресная вода на корабле была большим дефицитом и использовать ее для вымачивания солонины было бы равносильно преступлению. Операция проводилась в морской воде. «Шифтер» помещал куски солонины в специальные ёмкости, которые назывались «steepe-tub». 

8.
Как на морском английском языке назвать часть корабля, рангоута или такелажа, или любую корабельную вещь, название которой неизвестно или внезапно вылетело из головы? (Подсказка: это слово сейчас широко используется в русском языке).

 

Ответ:

Это слово «гаджет».
Это авторская загадка из журнала «Весло и Парус».

9.
Древние греки называли свои корабли согласно определённому признаку. Во флоте были суда следующих типов: «pentekotoros», «eikosoros», «triakontoros». Определите, пожалуйста, этот признак, и напишите, к какому типу относилась бы капитанская гичка, если бы она входила в состав древнегреческого флота.

 

Ответ:

«pentekotoros» — пятидесятивёсельный;
«triakontoros» — тридцативёсельный;
 «eikosoros» — двадцативёсельный.
У капитанской гички — десять вёсел, поэтому она называлась бы «dekasoros».

10.
Если бы капитанская гичка отправилась в Венецию, то двоих членов экипажа мы стали бы называть старинным венецианским словом «pianero». Кто эти люди и какую функцию они выполняли бы в лодке?

 

Ответ:

Это гребцы, задающие темп всем остальным — «загребные».


«Проект «Штандарт» желает вам счастливого плавания и интересных открытий! Мечты прекрасны воплощеньем — убедитесь в этом сами!

Мы приглашаем вас присоединиться к плаваниям на фрегате «Штандарт» и капитанских гичках

Набор в команду для участия в соревнованиях Atlantic Challenge Russia в 2016 году.

В Петербурге работает мастерская исторического судостроения, куда вы можете приехать и познакомиться с основами работы с материалом, с историей проекта Штандарт, посмотреть на лодки. Записаться на экскурсию можно по номеру 8 960 232 08 11.
Кроме того, в работе мастерской может принять участие любой желающий. Расписание и список мероприятий находится на этой страничке и в группе вконтакте.