Дневники команды

Награждение

Впечатления постоянного члена экипажа Ирины Петерс.

Не так часто бывает, что при заходе в порт мы ощущаем приятное волнение, граничащее с ожиданием славы и признания.

На закате в Щецине песнями нас встречал наш добрый друг Христофор, с хлебом-солью и объятиями. И мы уже ощутили себя победителями. А вот момента награждения нам пришлось ждать почти два дня.

Субботним вечером, как обычно, покатав туристов, часть экипажа «Штандарта» отправилась на «крю-парад», как его уже принято у нас называть. После парада планировалось награждение участников гонки. На лужайке у городского белокаменного фонтана установили сцену и места для зрителей.

Церемония проходила бодро и без лишних слов. Драйв экипажей, вернувшихся с парада, передавался на первые ряды, которые занимали представители от кораблей-участников. Кубки вручали на высокой сцене. Путь к награде проходил по очень крутому трапу, преодолеть который можно было только с разбега. Все бодро взбегали на сцену, кто скользил по пути, кто взлетал, радостно потрясали кубками под бойкие возгласы толпы, и возвращались на свои места в первых рядах лужайки.



«Штандарт» не ожидал третьей награды Friendship Trophy, и потому было особенно «адреналиново» взлетать на сцену, ощущая дрожь в коленках и гордость за экипаж. Награждение прошло быстро и задорно, впереди нас ждали на «крю-пати» - праздничный ужин для экипажей всех участников гонки, с танцами и интернациональным общением.

В завершение вечера пошёл дождь, он освежил воздух, и очистил небо, в которое запустили сотни искристых салютов в честь окончания этапа гонки. К полудню следующего дня тёплая набережная Щецина была укутана лёгкой дымкой яхт и кораблей, покинувших город ради новых морских путей и приключений.

Впечатления Андрея Самойлова

Уже не первый год жизнь под парусами увлекает меня чувством свободы и яркими эмоциями. В этом году мне представилась возможность отправиться в самое увлекательное приключение — гонку на настоящем фрегате!

О фрегатах, о больших и грозных судах парусной эпохи знают все: кто-то увлечённо читал о них в книгах, видел в фильмах и компьютерных играх, кому-то доводилось собирать их модели. Но только представьте себя на борту подобного судна: у штурвала или тянущим снасти, замершим на марсе или палящим из пушек! Это поражает, разрывает жизнь на «до» и «после», открывает совсем другой мир, полный приключений.

На «Штандарте» каждый видит себя со стороны: что мы умеем, на что способны, чего стóим за стенами опрятных офисов и квартир. Здесь вы поймёте, кто вы такой и чего на самом деле хотите от жизни. День за днем пройденные мили остаются за кормой, ваши руки становятся крепче, а команда превращается в единый, слаженный механизм. Прежде чужие, люди доверяют друг другу, как себе, качаясь у топа мачты, крепя снасти или выбирая курс.

Мне выпала честь стать частью экипажа «Штандарта» в гонке TSR-2015, где на этапе Клайпеда–Щецин мы взяли первое место. Тихая погода обострила тактическую борьбу, и регата обернулась напряженной шахматной партией: команда боролась за каждую милю, каждый узел, каждый градус остроты. В отличие от небольших яхт, где все порой происходит молниеносно, управление огромным фрегатом дает время на тщательную оценку обстановки, планирование и выработку стратегии. Настоящий праздник ума! Как и всегда в таких гонках, хладнокровие и вдумчивый расчёт взяли верх.

Наверное, есть множество мест, где отдохнуть приятнее, где спать можно до полудня, а мышцы не ноют от тяжелой работы. Но если ваша жизнь не мыслима без приключений, будоражащих открытий и безудержного стремления вперед — welcome aboard!

Первый учебный курс RYA глазами инструктора

Провел свой первый учебный курс в качестве инструктора RYA: 5 дней учил пятерых матросов швартоваться и отшвартовываться, подходить к «человеку за бортом» и швартовному бую, парусами и мотором, управлять яхтой, не пользуясь рулем, «слепой» навигации на приливном течении, и другим подобным вещам.

Происходило все действо в голландских водах - в Ijsselmeere и Waddensee. Яхту брали у парусной школы MOSS в маленьком городке Медемблике. Эта же школа и выступала «гарантом» качества обучения перед британской RYA (Royal Yachting Association, если вдруг кто не в теме). В RYA за многие десятилетия система тренировки яхтсменов выверена и отполирована, как Gentelman's Yacht. Шансов получить сертификат у того, кто не соответствует заданному уровню знаний, нет практически никаких.

Расскажу, как такой курс видится глазами инструктора.

День первый: собираемся все вместе, приезжаем в Медемблик. Яхта у причала, готова (ну или почти готова), но без продовольствия. Главный инструктор парусной школы проводит короткую (я бы сказал - кратчайшую) экскурсию - что и где, привозит несколько сумок еды, и желает приятного плавания.



Все формальности и бумажки проверены еще в момент подачи заявки на яхту, поэтому время на бюрократию уже не тратим.

У будущих капитанов (матросов, курсантов - даже не знаю, как лучше называть) уровень подготовки разнится от «ходил два-три раза на яхте» до «провел в море лет 5-6, но все было не досуг официально обучиться».

С первого момента стараюсь всех погрузить в атмосферу «каждый из вас - капитан, каждый отвечает за лодку».

Отходим, вспоминая рефлексы рулевого, устраиваю демонстрацию отхода-захода в узкую марину к «пальцам». Чтобы задать «целевой уровень». Выходим на большую воду.

Очень удачно рядом с выходом из марины в воде поставлена огромная надутая «ватрушка»: это и гоночный буй, и площадка для журналистов - парусные гонки фотографировать.

Несколько часов пробуем силы в управлении под мотором: разогнаться, развернуться, остановиться, пройти задним ходом, подойти к «причалу», по возможности без удара.

То, что «причал» надувной, экономит колоссальное количество нервов - и мне, и матросам. Естественно, не все «вписываются» в траекторию с первого раза.

ОК, после нескольких часов «елозанья» взад-вперед у ребят появляется некоторая уверенность в управлении. Пытаюсь избавить их от страха включать-выключать передачи, и поддавать газу на развороте. С переменным успехом.

То, что RYA ограничивает число учеников на одного инструктора (не более пяти человек) - глубоко правильно. Пять - это предел, когда каждому можно уделить достаточно внимания, отследить его маневры, понять причины его неудач. Пять человек на пять дней - естественным образом каждый будет капитанить по одному дню, полностью.



После каждого «эпизода» стараюсь, чтобы ребята обсуждали произошедшее, и сами находили, что же пошло «не так».

Назначаю первого капитана. Даю «рейсовое задание», и поехали. Первым портом захода будет Den Ouver, марина на западной части длинной голландской дамбы. Может, там еще и люди живут, но кроме марины ничего не видно.

Подходим как раз перед сумерками. Навигация - как положено, без GPS. Заход под мотором. Первая швартовка между палами. Как водится, застряли по диагонали. Стараюсь критиковать осторожно, чтобы не убить в матросах уверенность в своих силах.

По опыту обучения ребят на «Штандарте», думаю, что самое надежное знание матрос получает когда «накосячил», получил дозу адреналина, пока выкарабкивался из сложной ситуации, и потом посмотрел/обсудил что же было не так.

Между палами буквально «проползли», ошвартовались носом. В марине - автомат, там можно купить специальную карточку, по ней подключаешь электроэнергию, воду. Она же работает в душевой. Все чистенько, ухоженно. Персонала нет вообще. На двери харбор-мастера листок и ручка на веревочке - записываются те яхты, кто простоял ночь, но харбор-мастера не застал. Сами записываются, чтобы потом заплатить.

Наслаждаясь чистотой и порядком, подумал: что надо сделать, чтобы и дома, в России, вот так же было? Доверять людям, и чтобы они не подводили, берегли комфорт, чистоту и т.п. В конце концов, те 22 евро, заплаченные за ночную стоянку, стоят того, чтобы можно было твердо рассчитывать на комфорт и удобства.


День второй: назначил капитана с бОльшим опытом - впереди маневры на отливном течении, на узком фарватере.

Проходим шлюз - швартуются ребята уже самостоятельно. Сложность задач - по нарастающей. Пока все было достаточно просто.

Вышли в приливную зону. С вечера ребята общими силами считали, в какой момент надо выйти из шлюза, чтобы получить попутное течение, на нем дойти до Ден Хелдера, и потом получить снова попутное течение в Харлинген. Здесь, в Вадензее, 2,5-3 узла течения - дело обычное. Промахнешься, и изведешь бак горючки, пока пройдешь в гавань против прилива.

Даю вводную: туман и ничего не видно. Будущий капитан сидит внизу, смотрит в карту и выдает рулевому курс куда идти. На попутном течении (гвардейцы все правильно рассчитали) чуть не влетаем в красный буй. Даже не знаю как быть - ругать рулевого или нет, задачу-то поставил я. Объясняю, что тренировка - тренировкой, а безопасность - безопасностью. На двух с половиной узлах попутного отлива буй буквально «прыгает» под форштевень. Рулевой отруливает.
Мимо первого крутого поворота штурман промахивается. В реальной ситуации тумана - вылетели бы на мель. Приходится вмешаться. А жаль, постучались бы по мели, запомнилось бы надолго. Ладно, посадку на мель отработаем в менее «экстремальных» условиях.

Идем. Устраиваю церемонию выручения Оскара: кранец с привязанной бухтой веревки играет роль «человека за бортом». По-морскому «оскар» - название флага «О» - поднимают, когда судно занято спасением упавшего человека, и маневрирует трудно предсказуемым образом. Задача рулевого - подойти к «утопающему» без хода, зацепить, подвести к корме, изобразить подъем человека из воды. При этом не забыть подать сигнал по рации, бросить спас-круг, и т.д и т.п.

У ребят на «Оскарах» основная проблема - организовать остальной экипаж, четко поставить задачи. Рулежка и подход с правильной стороны - тоже непросто. После третьего-четвертого раза получается почти у всех. Почти получается.
Как это обычно бывает на море, когда «человек за бортом» и течение несет на мель, вдруг отказывает мотор. Деваться некуда, ставим паруса и спасаем. Успели «на грани фола», т.е. на краю отмели.

Проблема с мотором реальная, но не очень сложная. Замкнуло кнопку старта, стартер все время включен. Решили проблему отключением дизеля от батарей. Все просто и логично. Интересно, если бы в лодке все были совсем «зеленые новички», нашли бы решение так же быстро?

Полируем спасение утопающего дальше, тем более, что течение все равно несет в нужную сторону. Усилился ветерок, стало еще интереснее.





Посчитали время, посмотрели прогноз - нет, в Харлинген не успеем. Течение сменится, лавировка на узком фарватере против течения пока не для нас.

Заворачиваем в шлюз Корнвердерзанд. Особый приз тем, кто может это название выговорить безошибочно! smile:)

Пока ждем шлюза, тренируем швартовку носом против ветра. За рулем самый неуверенный в себе матрос. Общими усилиями преодолеваем неуверенность. Не преодолели.

Теперь дневной капитан у штурвала, заходим в шлюз свежим попутным ветром. Впереди - шаланда, мощно работает винтами. Вода в шлюзе бурлит, носит яхту от стенки к стенке.

Классическая ошибка: подали швартов с носа, не успели завести с кормы. Ветром лодку ставит поперек шлюза, вот-вот ударимся об немецкую яхту, успевшую привязаться к другой стенке шлюза. Косяк, предаварийная ситуация, адреналин. Воспоминаний надолго хватит. Обошлось, на «ать-мать» отрулили, привязались кормовым.

В эту же секунду баржа дает полный вперед, и непривязанный нос почти что уносит снова на немцев. Рассказываю, как надо действовать, пробуем - получается. Выходим из шлюза.

Пока воспоминания свежи, устраиваю всем тренировку «разверни яхту на месте». Вперед-назад, с учетом заброса кормы при реверсе винта. Вроде у всех получилось. Стараюсь поддержать уверенность в себе и в маневренных свойствах лодки.

Заходим в городочек Маккум: были здесь со «Штандартом» много лет назад. Мааальенький порт, уютный городишко.

Проходим мимо большой марины, где-то на тысячу яхт, и швартуемся в самом конце бухточки. Тоже марина, но крохотная.

Стоянка (включая безлимитное электричество) обошлась в 14 евро. Почти коммунизм! smile:)

Обсуждаем день. Выясняется, что по субъективным ощущениям прошла уже неделя.

Все спят как убитые. Прогноз на завтра - 6-7-8 баллов.

День третий
: и в самом деле раздуло. Начинаем тренировать маневры в гавани при штормовой погоде. Задача - подход кормой к причалу.

Причал, конечно, жалко. Яхту тоже. Вместо причала выбираем одинокий деревянный столб посередине гавани. Место удачное, пространства вокруг много, движения никакого.

Три часа «долбим» по столбу кормой. Нет, шучу, столкнулись буквально пару раз, через кранец.

Опять же, как это принято в море, в напряженный момент маневрирования с борта в воду падает бухта швартовного конца, и прямиком на винт smile:( Адреналин (у всех или только у инструктора - не могу сказать точно). Демонстрирую швартовку в штормовой ветер под парусами. Условно удачно.

Когда стало ясно, что «намотали», мотор уже не дергали. Надеемся, что обойдется без подъема на слип. Однако, «нырнуть надо» (с). Находим добровольца. Вода 15 градусов, бодряще.

Швартов успешно размотан. Чай с бутербродами и продолжение тренировки.
Заход в реальных условиях, между столбов в марину. Ветер с кормы.

Маневр надо было делать в самом деле непростой. Получил удовольствие, когда наша неуверенная в себе девушка решительно отрулила, добавив хода, от очередной немецкой яхты, и уверенно завела корму в нужную ячейку. Но - ширины не хватило, буквально пяти сантиметров. Застряли. На маневре отхода зацепили кормой одну из свай, и, как результат, не успев отвернуть, положили лодку бортом на подветренные сваи.

Посидели, обсудили. Разработали план «спасения». Проанализировали ошибки. Собрались с силами. Удачно отошли. Ура-ура, маленькая победа.

Коротки перерыв на чай, и - продолжение тренировки. Теперь отрабатываем подход к швартовному бую под парусами, в свежий ветер.

Было бы течение - было бы легче. Без течения надо очень точно подводить нос яхты. Пробуем, пробуем, пробуем, пробуем. Сильно повезло, что буй был пластиковый, легенький. А то бы пробоин напробовали. Часто об него стучались.
Долбили, пока почти у всех не начало получаться. Ок, пора ехать дальше. Следующий порт - Хинделопен.

Полный хинделопен: марина выше всяких похвал. За 25 евро, заплаченные за стоянку, получили: ночь у причала, электричество unlimited, сауна с бассейном на 6 человек, и тренажерный зал (если бы у кого-то были силы), кучу положительных эмоций.

День четвертый: новый капитан назначен. Отходим из настоящей марины, с бооольшим количеством оооочень дорогих яхт вокруг. Первая попытка неудачная. Завели (с моей точки зрения - ненужные) дополнительные швартовы. Которые зацепились. Лодку развернуло. Понесло не туда.

Потребовал повторить. Посидели, проанализировали. Собрались с силами. Повторили - без помарок. Ура-ура!

Вышли на большую воду. Отрабатываем умение идти парусами круто к ветру. Соревнуемся друг с другом, а штурман тренируется наносить точки на карту.
Новая задача: отрабатываем поворот оверштаг. 8-10 поворотов на каждого. Всего как минимум 40 оверштагов. Экипаж согрелся и развеселился.

Следующий элемент программы - заход в марину под парусами, против ветра, по узкому фарватеру, без GPS.

По ходу маневров начинаю мучить будущего капитана вопросами про правила расхождения. Довожу степень психологической нагрузки до предела. Ну или чуть-чуть за этот предел.

Зашли, остановились, разобрали полеты. Тренируемся дальше. Подход к причалу при навальном ветре. Носом, кормой. Подход к причалу при встречном ветре. То же, в условиях ограниченного пространства. То же, при ОЧЕНЬ ограниченном пространстве.

С каждым разом швартовки все уверенней.
Специально не тороплюсь отходить в следующий порт - задумал ночной переход.
Вышли, идем парусами. Ночь, полная луна. Ветерочек усиливается от штиля до 2-3 баллов. Идеальнее условий для тренировки управления без руля - не придумать. Показываю маленькое «чудо» - пересаживаешь человека с борта на борт, и яхта поворачивает куда тебе нужно. Похоже, ребятам понравилось. Теперь едут без руля.

Ночная швартовка в Энкхаузене проходит уже легко и непринужденно. 3 часа ночи, «Штандарт» стоит недалеко. Отрядили экспедицию «за пивом». С собой не брали, но вечерами очень хотелось. Добыли пива, говорили на морские темы до 5 утра. :/

День пятый: переход короткий, но погода не даст заскучать. Страшного-страшного вида черные облака, белые полосы на горизонте и тому подобные ужасы. Продолжаем отрабатывать «человек за бортом» под парусом. Рулевой пытается импровизировать, результат плачевный. Приходится «ставить точки над i» и настаивать на соблюдении принятой «технологии». Все-таки, десятилетиями опыт оттачивался.

На закуску - опыт «серфинга» по волне, под третьим рифом и уменьшенной генуей.
Швартуемся снова в Медемблике, заход кормой. Очень узко, два поворота. Приятно, когда ученик не дергается, не попав с первого раза. Спокойно отходит, повторяет попытку, четко и уверенно вписывается как надо. Хорошее завершение недели.

О плавании в тумане

… «Голландская зима – это туман» - сказал мне однажды голландский волонтер Ханс.

Летом, когда мы проходили вдоль голландского побережья, я обратил внимание на огромное количество значков на карте, обозначающих затонувшие суда. Возможно, что некоторые из них отправила на дно голландская зима…
Утром, 19 декабря мы увидели эту зиму. Не просто увидели – нам предстояло погрузиться в голландскую зиму. Принять в ней участие.

… Поднявшись в этот день на полуют, на подъем флага, я с наслаждением смотрел на контуры домов и церквей старинного голландского города Хеллевоетслейс. Они мягко вырисовывались в густевшей туманной мгле. Туман скрывал все современные черты, и можно было мысленно представить себя современником Тиля Уленшпигеля…

В большинстве руководств для судоводителей говориться, что в условиях сильного тумана лучше не выходить в море, а зайти в кафе, выпить чего-нибудь горячего и поговорить о погоде с барменом.

Но тогда – не узнать, каково оно там, в тумане, какие неожиданности готовит белая мгла.

И, конечно же, оставшись в гавани невозможно получить ценный опыт судовождения в условиях ограниченной видимости.

Так или иначе, капитан решил выйти из Хеллевоетслюса. Мы должны были ровно в 9-00 пройти перед окнами ратуши, и, помахав рукой господину мэру, раствориться, подобно призраку в тумане…

Переход обещал быть весьма интересным и азартным – ибо в густом тумане нам предстояло зайти в шлюз Стиллендама и по узкому и мелкому фарватеру выйти в Северное море.

Однако, события развивались еще более неожиданно. Капитан предложил предложил мне и Диме Житнухину возглавить переход из Хеллевоетслёйса в Роттердам в качестве шкипера и старшего помощника. «Определяйтесь, - сказал капитан – кто будет исполнять обязанности шкипера, а кто-старпома».
Мы с Димой решили совершенно по-македонски разделить переход на две части – до половины пути шкиперю я – потом он.

Соответственно, на мою часть приходилось: отойти от причала, пройти ровно в 9-00 перед ратушей – перед строгим взором господина мэра, пройти разводной мост (моему знанию английского языка предстояло испытание в виде переговоров с оператором моста), пересечь Haringvliet и, миновав мосты и шлюзы Стиллендама выйти по узкому и мелкому фарватеру в море.

…Как же ходили в тумане корабли в те (относительно недавние) времена когда не было радара и GPS?

Каким феноменальным чутьем и интуицией должны обладать судоводители, чтобы войдя в туман выйти из него в нужном месте?...

Реальность в тумане теряет ясность, расстояния и контуры ориентиров искажаются. Когда весь мир вокруг исчезает - кажется, что ты можешь вынырнуть из этого тумана и очутиться где угодно – вернувшись на 300 лет назад, шагнув на 100 лет в будущее.

Однако, даже имея радар и GPS, вместо широкого входа в аванпорт Стиллендама я попытался направить «Штандарт» в маленькую яхтенную гавань. И только своевременное вмешательство капитана избавило нас от необходимостью разворачиваться в узкой марине.

Проход шлюзов в тумане оказался не самым сложным этапом перехода. Самое интересное ожидало нас при выходе в море, на узком фарватере.

Сначала я предполагал, что на «большой воде» будет более ветрено и туман станет не таким густым. Но он оказался еще плотнее и его клубы перекатывались через палубу, окутывая корабль так плотно, что не было видно бушприта.
Согласно лоции, этот извилистый фарватер отличается изменчивостью, так как приливные течения постоянно перемещают донный материал и навигационные знаки переставляют, согласно новой обстановке и результатам дноуглубительных работ. Поэтому, то, что видели мы на нашей прошлогодней электронной карте, могло не соответствовать действительности.

Лоция – не лжет! Фарватер действительно переполз на другое место, и первая же пара буев оказалась не там, где они были отмечены на карте…

Посадка на мель произошла легко и незаметно. Большая часть экипажа вообще не ощутила остановки движения – паруса были полны ветром, вода продолжала журчать вдоль бортов. И только самые наблюдательные обратили внимание на логическое несоответствие: судно должно было идти вперед, но вода, почему-то, двигалась в обратную сторону, от кормы к носу.

Мы плотно сидели на песчаном грунте, при низкой воде, до начала прилива было около часа и поэтому решили «не пороть горячку», то есть спокойно пообедать и позволить приливу снять нас с мели.

Нам повезло – при высокой воде посадка на мель не оставляет времени на неспешную трапезу.

Несмотря на прилив, голландский грунт так просто не отпускал, и нам пришлось выполнять еще одно «упражнение» - промер глубин вокруг корабля. И мы с Удмуртом, вооружившись тяжеленным четырехметровым футштоком, носились на шлюпке среди клочьев расползающегося тумана в поисках наилучшего направления для схода с мели.

В сложных условиях плавания очень отчетливо понимаешь смысл слов «экипаж», «команда», «crew». Только в условиях слаженной и ответственной работы всех членов экипажа можно решить трудную задачу – пройти через туман. Зоркие глаза впередсмотрящего, внимание и опыт вахтенного у монитора радара…
За несколько напряженных минут плавания или действий в сложных условиях узнаешь о своем судне и товарищах много больше, чем за сутки или недели неспешного «парусного релакса». В частности, именно поэтому мне нравятся ночные вахты. Но это отдельная история.

(с) Михаил Юшков

Когда позовет тебя море. Часть 3

Продолжение. Начало тут и тут.

Триллер «Укачанные»

Капитаном было принято решение отходить из Мариехамна на парусах. Сложный маневр удался на славу и, покрасовавшись перед собравшимся на причале народом, Штандарт вышел в открытое море.
Вскоре ветер начал усиливаться, заморосил дождь и началась не сильная, но все же качка. «Поблюем, ей Богу!»- восторженно провозгласил Иван – тоже матрос-новичок, и мы дружно занялись работой со снастями и закреплением спасплота на баке, стараясь при этом не вывалиться за борт из-за крена . Спустя некоторое время никаких признаков морской болезни не наблюдалось. Я была в это день дежурной по камбузу и, потеряв бдительность, спустилась помогать коку. А в кубрике было словно в центрифуге.. Члены экипажа с хорошим вестибулярным аппаратом собирался есть борщ . Я же через 15 минут выскочила обратно на палубу, обзаведясь зеленоватым цветом лица, мокрыми ладонями и порывами покормить ихтиандра. Началась моя борьба с собой. Я смотрела на горизонт, искала неподвижную точку, надевала аккупунктурные браслетики. Подошел улыбающийся Иван и угостил мятной конфеткой. Лучше не становилось.. Я кое-как добралась до спального мешка и, завернувшись в него, плюхнулась на палубу, где уже собралась небольшая компания таких же укачавшихся. Голова кружилась невероятно. Так прошло несколько часов. Иногда я открывала глаза и видела наполненные ветром паруса и развевающиеся флаги на мачтах . «Эх, красиво идем!» - думала я. Но снова подступала тошнота и я проваливалась в полубред. «А почему ты не скатываешься с палубы?» - послышался обиженный голос Лены, лежавшей рядом. «Вес имеет значение, цепляйся когтями на ногах за доски» - попыталась пошутить я. И тоже начала съезжать к левому борту. Корабль накренило еще больше и, стремящуюся вылететь за борт подругу, вернул на место капитан, схватив за шкирку. Через некоторое время была уменьшена парусность, корабль зашел в бухту и качка прекратилась. Морскую болезнь как рукой сняло. Я поднялась с палубы, облегченно вздохнула и отправилась на полдник, будто бы и не было этого мерзкого состояния полной недееспособности.









Как мы красили фрегат

«Пора нам краситься» - задумчиво сказал капитан.

Пришвартовавшись к безлюдному островку, экипаж расхватал кисточки, шкурки, банки с краской и распределился по левому борту корабля. Мне с Леной досталась спущенная на воду шлюпка, с нее-то мы и должны были красить. Решив, что такое мероприятие я не могу оставить без фотографий, я помимо кисточки прихватила с собой фотоаппарат. Стоять в маленькой шлюпке оказалось крайне не удобно, она постоянно норовила отплыть или перевернуться. К тому же, подплывающие к нашему кораблю яхты с любопытствующими шведами, будоражили воду, и нам приходилось вцепляться в веревки и подпрыгивать вместе со шлюпкой на волнах Корячась, пытаясь не утопить камеру, я шкурила, открывала практически зубами бутылку с растворителем, красила и пыталась еще что-то снять. Благодаря всеобщим усилиям через несколько часов Штандарт поблескивал на солнце свежевыкрашенным бочком.

















День рождения Штандарта. Стокгольм.

Дата 4 сентрября 2011 года ознаменовалась празднованием 12-летия Штандарта
Капитан дал распоряжение приготовить праздничный ужин. Вечер на камбузе ожидался жаркий. Дежурила в этот день конечно же наша бизань. Утром, завалив продуктами в близлежащем супермаркете 2 здоровенные тележки, мы гордо откатили их к нашему фрегату на удивление людей, выгружающих покупки в свои автомобили.

Вечером , после не очень удачной попытки осмотреть достопримечательности Стокгольма, мы дооолго резали салаты, чистили картошку, и потихоньку за переборкой украшали свечами праздничные тортики. А потом, поздравив кораблик с праздником, подняв за его "здоровье" бокалы с вином, мы долго сидели и слушали, притихнув и раскрыв рты, рассказы капитана о том, как когда-то ему пришлось продать свой БМВ, чтобы купить новую бензопилу взамен сломанной, как по видеопособию «Стань лесорубом» он учился правильно валить лес и таксовал по ночным улицам Петербурга, как, словно из неоткуда, появлялись добрые люди и спонсировали проект. 6 лет Владимир Вячеславович и команда строили свой корабль , киль которого, коснулся воды 4 сентября 1999 года. Мечты прекрасны воплощеньем. С этим не поспорить!

Праздник подошел к концу, команда потихоньку разбрелась по койкам и гамакам. Домыв посуду, я вышла на палубу. Корабль мерно покачивался на воде, ветер шевелил снасти. Я видела дыхание именинника. За время, которое я провела на фрегате, я убедилась, что Штандарт – живое существо. Поняла, что значит быть частью корабля, частью команды. Сменяющие друг друга как часы вахты, работа с парусами, и даже помывка гальюнов, все это дает жизнь паруснику, который в свою очередь благодарно оберегает жизни экипажа в море.

Я засыпала в своей койке под приятное бульканье воды на ухо, покачиваясь словно в колыбели. А утром был момент прощания, обмен адресами и обещание капитану обязательно вернуться.
Списанные на берег в Стокгольме матросы помогли затащить трап на борт, отдали швартовы, и Штандарт, немного покрасовавшись при развороте, стал быстро удаляться. И вскоре вовсе скрылся с глаз. Мы еще несколько минут стояли и смотрели на водную гладь.

"Это путешествие было лишь сном" - тихонечко сказала я. Но синяя форменная футболка,с вышитым в области сердца кораблем, которая была надета на мне, доказала обратное.











(с) http://anna-kin.diary.ru

Страницы: Пред. | 1 | ... | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ... | 11 | След.