Дневники команды

Когда позовет тебя море. Часть 2

Продолжение. Начало тут.

Райский островок

Пройдя в полной тишине через невероятный, горящий огнем закат, мы пришвартовались на островке с непроизносимым названием и получившим от меня кодовое имя «Райский». Поздней ночью мы парились здесь в настоящей финской сауне в сопровождении спецэффектов в виде отключения света на всем острове. Ох, какое же красивое звездное небо мы увидели, выскочив из парилки… А рано утром передо мной открылась потрясающая картина. В зеркальной глади воды отражались белые пушистые облака и великолепные мачты нашего корабля. На берегу, сложенные аккуратной стопочкой поблескивали новенькие велосипеды , на которых, как оказалось совершенно безвозмездно, можно было отправляться на изучение окрестностей. Что мы незамедлительно решили сделать. Я - человек, который катался на велосипеде последний раз в 14-летнем возрасте, видимо, находясь в эйфории от созерцания окружающих красот, покатила по красным дорожкам острова, вполне уверенно держась в седле. «Я не ездила на велике 16 лет!» - Радостно орала я, встречающимся членам нашего экипажа. И только тот факт, что близилось время отхода корабля, заставил меня вернуть двухколесного красавчика на место.





















Хоть с водопада и не падали, но на мели посидели

В один ясный солнечный денек, лавируя среди шведских шкер, наш корабль неожиданно угрожающе затрясся, скрипнул и остановился.
-Сели! - раздался голос капитан в образовавшейся тишине, - Все смотрели фильм «Пираты Карибского моря», где Джек Воробей вместе с командой раскачивает корабль?
-Даааа! – дружно закричали мы, предвкушая веселье.
-По моей команде «побежали» будем делать то же самое! Будем качать корабль!
И мы бегали всем экипажем. Бегали и качали. Саундтрека к «Пиратам» только не хватало в этот момент. И какова же была наша общая радость, когда, накренившись, кораблик таки вырвался на свободу!



А несколько ребят, мужественно укатывающих все это время брамсели на 32 –х метровой мачте, попросили повторить аттракцион, спустившись с высоты, на которой тряхнуло, а потом и покачало в разы сильнее, чем на палубе.

В гостях у шведской бабушки.
Моряки со Штандарта настолько суровы, что швартуются к голым скалам. (С)


Будучи в Швеции, Штандарт и его экипаж получил приглашение в гости от бабушки одного из отсутствующих в этом переходе молодого человека - загадочного Свенсена. Стоял солнечный субботний день, в море по этому случаю было тесновато. Шведы рассекали по водной глади на катерах, яхтах и лодках, периодически подплывая поближе к нашему красавцу фрегату , фотографируя и размахивая руками. Мы же держали курс к дачному домику шведской бабушки. На одном из островков показались нужные нам крыши, на понтон выбежала большая золотистая собака и две белокурые девочки. Штандарт подошел ближе, но к маленькому причалу пришвартоваться возможности не выдалось.

-Отличная скала справа! - сказал кто-то из старших. – Швартуемся к ней!
И началось шоу. На глазах у изумленных загорающих на своих яхтах шведов, наш корабль выбросил на отвесную скалу десант, который шустро вскарабкавшись по камням, обвязал швартовыми концами близрастущие сосны.

-А как остальные высадятся на берег?- хватаясь за голову спросила , стоящая на вершине скалы родственница бабушки?
-А мы привяжем к скале и трап! – нашелся капитан.
Стараясь не смотреть вниз, команда дружно засеменила к гостеприимным русскоговорящим шведам. А у дачного домика нас ждал накрытый стол, вкусный шашлык, розовое вино и морковный суп!





















Продолжение следует.

(с) http://anna-kin.diary.ru

Когда позовет тебя море. Часть 1

ВОЛК. Мы будем плыть мимо хмурых скал и
островов, мимо веселых стран и печальных народов по
зеленым холмам океана, и волны будут забрасывать
к нам на палубу белые гребешки ромашек!
ЗАЯЦ. Неужели так будет?
ВОЛК. Конечно, друг мой! Вы будете свистать в
боцманскую дудку, а я — стоять на носу и плакать,
плакать...
ЗАЯЦ. Зачем?
ВОЛК. От необъятности и шири...


Еще несколько месяцев назад я с трудом могла серьезно представить себя,
карабкающейся по вантам парусного фрегата, надраивающей деревянную палубу или красящей, бултыхаясь в шлюпке в очень неустойчивой позиции, его борт. Нет, я конечно же мечтала о морских приключениях, представляя себя лихой пираткой из команды всем известного капитана Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа Ведь парусные фрегаты возможны только в кино, наивно полагала я. Но СЛУЧАЙ - великая вещь! Строя планы на отпуск и просматривая туристические сайты, я наткнулась на нечто удивительное. Фрегат «Штандарт» - реплика первого корабля Балтийского флота, построенного Петром I в 1703 году, мало того, что бороздил просторы Балтийского моря, но и приглашал всех желающих присоединиться к команде в качестве волонтера, то бишь матроса, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 15 минут хватило, чтобы поменять намеченный маршрут во Францию, влюбиться в этот корабль без памяти, явственно услышать зов моря и засобираться в магазин за тельняшкой. И даже то, что я понятия не имела, как отличить правый борт корабля от левого, не могло меня остановить.

Для того, чтобы таки стать участником морского плавания, пришлось приложить не мало усилий и пройти через полосу глобального невезения. В спаме терялось мое письмо к координатору проекта, заканчивались места на выбранный переход в Росток, цены на авиабилеты вырастали в момент до небывалых высот, прямо из кошелька исчезала в неизвестном направлении кредитная карта...»Такое может случиться только с нами» - пыталась шутить я.

В итоге, через несколько месяцев сборов и просмотра каждую ночь снов о море, я вместе с Леной добралась до Штандарта в финском городке Турку, куда кораблик, в компании своих огромных cобратьев – Крузенштерна, Седова, Мира и других кораблей, пришел для участия в береговой части ежегодной международной регаты учебных парусников «The Culture Tall Ships».







Корабль на якоре стоит в порту, я стремительно к нему бегу!

Мы вышли на набережную усталые, с тяжеленными рюкзаками за спинами и стали судорожно искать взглядом фрегат И вот, среди леса высоченных «чужих» мачт, я рассмотрела изящные очертания Штандарта. « Вот он! Вот наш корабль!» - заорала я во весь голос. Сердце бешено заколотилось, захотелось броситься к нему бегом, но 10 килограмм за спиной поубавили прыти.



Происходящее далее было очень сумбурно. Мы протолкались через толпу туристов, подошли к трапу, кто-то помог нам закинуть рюкзаки на палубу, спустились в кубрик, и через пару минут по поручению помощника капитана Жени уже мыли посуду на камбузе, оставшуюся после полдника. Потом на палубе началась какая-то вечеринка для финов, снявших корабль под корпоратив. Брутальные волосатые мужики в косухах рычали баллады, привнося дисгармонию в исторический облик корабля, гости пили… И только к позднему вечеру мы наконец познакомились с Владимиром Вячеславовичем Мартусем - бессменным капитаном фрегата, собственноручно с командой единомышленников, построившим корабль и воплотив свою невероятную мечту в реальность. Видимо, оценив наши очумевшие физиономии, капитан по-отцовски погладил меня по спине и сказал: "Ааа, девочки из Тулы. Ну, наконец-то!" Судя по всему, о наших долгих сборах на корабль, уже слышали) В этот момент страх и нервозность, мучавшие меня с момента прибытия на борт, отступили, стало понятно, что мы попали в надежные руки, которые не дадут нам сгинуть в морях-океянах вопреки предположениям некоторых, скептически настроенных моих друзей и даже родителей.

А рано утром началась настоящая корабельная жизнь.

В 7.30 зазвонила камбузная рында и мы, заспанные и не умывшиеся, отправились на завтрак. Стрелка часов стремительно приближалась к восьми, экипаж засуетился и начал поспешно выходить из-за стола, пытаясь на ходу допить чай и дожевать бутерброд.. Ведь ровно в восемь утра, всем матросам нужно быть на полуюте для ежедневной церемонии поднятия флага и получения распоряжений капитана на день. То, что появиться на палубе желательно раньше Владимира Вячеславовича мы поняли, когда очутились на построении двумя секундами позже него. Никто не ругался, но было просто очень стыдно. «Флаг, подняяять!» - и под звон рынды российский триколор торжественно устремился вверх. Вжавшись в правый борт, где нам казалось уютнее всего стоять в этот момент, мы случайно распределились в вахту бизани под руководством офицера Димы. «Не хочу в бизань, это ж попа корабля» - подумала я – «Вот в вахте грота быть куда круче» И жестоко ошиблась. Бизань вахтит с 8до 12 утра и с 8 до 12 вечера, будучи , таким образом, единственной, которая на корабле хоть как-то высыпается. Ежедневно в обязанности каждой вахты входит дежурство - драйка палубы, помощь коку на камбузе и уборка в нижних помещениях с мытьем, горячо полюбившихся мне, гальюнов. Свою тайную страсть к которым я обнародовала, однажды самолично вызвавшись их помыть, спася от сей участи одного из членов экипажа).



В первый день бизани выпала помывка палубы. Ох, с каким же рвением я надраивала, доставшейся мне поломанной щеткой, деревянный полуют). А когда по динамику раздалась команда капитана «Укатать паруса»,я как-то удачно попалась на глаза Жене, который в своей неподражаемой манере с милой улыбкой на лице, сообщил мне :"Леночка, в обвязочку и на мачту!" "Мамочкааа!»- подумала я и побежала за альпинистской страховкой. Через полчаса битвы с ремнями и карабинами, в которые меня запаковала, как мне показалось, добрая половина команды, я была готова к первому подъему ввысь. Мы вместе с двумя опытными членами экипажа, отправлялись укатывать грот - нижний парус центральной мачты. Вдохнув поглубже, я вцепилась в ванты и стала карабкаться вверх. В один момент все вокруг изменилось удивительным образом. Я сосредоточилась, перестала замечать царившую на палубе суету и слышала только шум ветра и крики чаек...

Прицепив с пятой попытки карабин обвязки к стальному тросу, я вышла на перты. Устоять на тонких веревках, больно врезающимся в ноги оказалось невероятно сложно, грот рей напротив очень толстый, и за него неудобно держаться, а не держать вообще не вариант. Изо всех сил цепляясь за все подряд, что не очень-то правильно, т.к.есть перспектива ухватиться за не закрепленную веревку, я пыталась устроиться поудобнее для того, чтобы начать уже укатывать парус, а не только изображать из себя букву зю. Парус тяжелый, тянуть его к себе физически не простая задача. Переломав себе все ногти о плотную парусину, шатаясь из стороны в сторону, я пыталась не паниковать ...Ребята, работающие вместе со мной на рее, подбадривали, шутили и рассказывали, что после первого раза на мачте не могли ходить, ноги не слушались. Спустившись вниз, я загадочно улыбалась, борясь с желанием хлопнуться в обморок, дабы передохнуть от бушующих во мне эмоций.. Я подняла голову и посмотрела на аккуратно укатанный парус. Я там была! Я смогла!

Забегая вперед, я расскажу, что через несколько дней, во время переходя в столицу Аландских островов –Мариехамн, я снова оказалась на мачтах. Встречный ветер изменился и по динамику прозвучало:«Всему экипажу в режиме парусного аврала подняться на палубу!»

ПА-РУ-СА! Наконец момент, который я ждала больше всего. Мы пойдем под парусами! Страха больше не было, Я почти самостоятельно влезла в обвязку и взлетела вверх по вантам. Ярко светило солнце, рей не казался мне больше неудобным, я не цеплялась за все подряд, я развязывала сезни, освобождая парус. В какой-то момент я отвлеклась и посмотрела по сторонам. Ощущение полета и свободы, тишина и морская гладь до самого горизонта. Наверное, именно в такие моменты, не смотря на то, что на рее еще есть люди, ты остаешься один на один с кораблем. Белое полотно с глухим ударом упало вниз и наполнилось ветром. От осознания, что я помогла освободиться этой красоте, перехватило дыхание. И я еще долго не могла отвести глаз от белоснежных парусов на фоне синего неба и страдала от невозможности увидеть корабль со стороны.









В два часа дня начался общий выход кораблей из порта Турку. На набережной собралась огромная толпа народа, желающая поглазеть на парад парусов. Крузенштерн дал громкий протяжный гудок и тягач начал вывозить огромный корабль в море. «Штандарт же следующий по очереди» - с ужасом и одновременно неимоверной радостью подумала я. Наши ребята выкатили одну из корабельных пушек. Мы отшвартовались и, дав на прощание, собравшейся на набережной толпе 3 залпа, вышли в море. Происходящее казалось нереальным. Вот, слева по борту нас обогнал огромный Седов ,он прошел совсем близко, и я рассмотрела за его двумя штурвалами четырех матросов, справа показался Крузенштерн, между островков мелькал Мир. Все корабли шли на моторах из-за сильного встречного ветра. Но и без парусов зрелище было потрясающее.









В какой-то момент мы разошлись с большими кораблями и легли на свой курс к шкерам. Начался наш переход из Финляндии в Швецию.

Путешествуя на Штандарте, мы оказывались в довольно необычных местах, до которых сложно добраться будучи обычным туристом. Безлюдные маленькие островки с лесами, ломящимися от грибов и клещей, заброшенный военный бункер, солнечный Мариехамн, с вальяжными пушистыми котами на улицах, весь будто «пронизанный» морем.















Улучая свободные минутки я и другие новички слонялись по палубе , вперивая взгляды в бумажки со схемами такелажа и расположения снастей на Штандарте, пытаясь запомнить где какая веревка находится и какова ее функция. Но, даже выучив что-то, после команды капитана или офицеров из разряда: " Потрави шкот фор-марселя" теряешься и не знаешь куда бежать и за что хвататься. Быки, ноки, гитовы, шкоты, брасы, талевы, запутывались в голове в сложнейшие морские узлы. Так и хотелось закричать, словно двоечник в школе "Я учииил! Но все забыл!" А ощущение, что с нашей «помощью» фрегат благополучно затонет, начало покидать меня только под конец плавания.









Продолжение следует.

(с) http://anna-kin.diary.ru

Вы кто?

Утро. Позади растворяется в тумане английский берег. Горизонт лениво угадывается среди облаков и марева водной пыли. Стоим на мостике. Вахтим и штурвалим.

Тут по рации раздаются позывные. Соответственно на английском.
- «Штандарт». «Штандарт». Ответьте. Перейдите на 60-й канал связи.
Строго по левому борту недалеко от нас встречным курсом проходит незнакомый пароход. Сигнал может быть только с него. Соответственно, отвечаем. Далее диалог привожу практически дословно (перевод).
- Да, «Штандарт» на связи.
- «Штандарт», «Штандарт». Вы кто?
- (немного удивленно) Российское учебное парусное судно, волонтерский проект...
- Нет. Вы кто, «Штандарт»?
- (небольшая пауза) Реплика фрегата первого корабля...
- А! Спасибо.

И больше ни слова.

Ну, я даже не удивляюсь. А теперь представьте реакцию моряков на соседнем пароходе, когда к ним из тумана со стороны Англии выходит на всех парусах исторический фрегат. И плевать, что он на приборах виден. Он же па-ру-сный!

© Катя Сехина

Воспоминания о шторме

Вы когда-нибудь плакали, стоя вверх ногами? Если да, то вы меня поймете. Сдается мне, это когда соленые капли ползут по щекам вверх и запутываются где-то в волосах. И у меня так тоже было. Просто это начинался шторм.

Дождь мешался с брызгами. Форштивен врезался в разорванные волны. А по вантам вверх бежали капли. Ровно вверх, никуда не сворачивая.

Сердце, желудок и все внутренности подлетают вверх, забывая опустится обратно. Секунды невесомости становятся все длиннее, и ты уже точно можешь прочувствовать тот момент, когда отрываешься от палубы и зависаешь в воздухе.

Наверху, надрывая руки и глотки, мужчины убирают паруса. Качает, руки их скользя по краю паруса, и вынужденные смельчаки вгрызаются в промокший воздух, что бы не улететь вместе с каплями, что стремятся по вантам все выше.

Им хочется кричать, от страха или от восторга, и глаза их светятся безумием, понятным только ожидающим шторм. Безумием ужаса и бесконечного счастья. Счастья, которое может испытать на прочность и выдать свой диплом. Знаешь, а ведь именно без этого не могут жить настоящие мужчины.

И крик застревает где-то в носоглотке и стучит о борта черепа. Ты падаешь вниз, удерживая ногами исчезающую в волне палубу. И тебе легко от того, что слезы твои стремятся по щекам вверх. Или может это просто брызги. Кто их разберет.

© Катя Сехина

Впечатления практиканта с «Крузенштерна» курсанта СВФ БГАРФ Егорихина Д.

Своими впечатлениями о плавании от Амстердама до Бремерхафена на фрегате «ШТАНДАРТ» делится практикант с «Крузенштерна» курсант СВФ БГАРФ Егорихин Д.

Вернувшись с очередного увольнения в город Амстердам, я сразу получил известие о том, что вечером убываю на фрегат «Штандарт» по обмену, вместе с тремя моими товарищами. Я тут же принялся собирать вещи, предвкушая интересное путешествие на деревянном корабле.

Прибыли на «Штандарт». Нас встретил механик судна Алексей, который познакомил нас с распорядком дня, показал кают-компанию и объяснил, как вешать гамак. Мы быстро освоились, оборудовали спальные места и через некоторое время уже сидели на баке с Алексеем и общались на разные темы.

Он рассказал, что экипаж на судне меняется практически в каждом порту, потому что на «Штандарт» может попасть любой человек, желающий пойти в море.

Основное мероприятие дня - это подъём флага, на нем решаются все вопросы по вахтам, работам и приборкам. По расписанию каждый рабочий день на судне начинается с приборки. Меня и троих моих товарищей расписали по мачтам и на месте объяснили, чем мы будем заниматься. После инструктажа мы взялись за щётки и тряпки и принялись наводить чистоту и порядок.

Отход из Амстердама был назначен на 10:00. По окончании приборки мы успели немного отдохнуть. В назначенное время судно отошло от берега. Нас провожали очень здорово! Заиграл гимн России, и раздался гром береговой пушки. У меня, аж мурашки по коже пошли, как было приятно. Не прошло и 10 минут после отхода, как мы сыграли парусный аврал, и я уже помогал Алексею укатывать парус на фоке. Первые две минуты было страшновато, ведь это были не металлические реи «Крузенштерна», а деревянные брусья, которые ходили ходуном от ветра. Вскоре мы справились со своей задачей, и я спокойно сидел на баке и наблюдал за идущими рядом парусниками.

Ночью в период несения вахты мачтой фока, на которую я был расписан, мне удалось отстоять свой час на руле. Мой маршрут получился немного извилистым, но на первый раз - довольно неплохо. К концу вахты мы подошли к городу Эдельштадт, который известен огромным деревянным парусником «Батавия», стоящим на берегу в роли музейного экспоната. Именно туда мы и отправились на экскурсию по утру. Кстати, неподалёку на верфи строился еще один деревянный парусник, поэтому экскурсию начали с осмотра мастерских на этой верфи. Мы своими глазами увидели как кузнецы, резчики по дереву и другие мастера своего дела изготавливали детали для будущего парусника.

Самое интересное ожидало нас следующей ночью. Мы попали в шторм. Вот тут-то я ощутил разницу между огромным стальным «Крузенштерном» и маленьким деревянным «Штандартом». Как нас только не бросало на волнах. Палуба судна скрывалась под водой, всё это сопровождалось креном и дифферентом, каких я раньше не видел и не испытывал. Даже сидеть на палубе было нелегко, поэтому все лежали на спине, вцепившись во все, что можно было, чтобы не покатиться с кормы до бака. В общем, адреналина в эту ночь я получил на год вперёд.

Следующие сутки на «Штандарте» прошли спокойно, мы уже вклинились в расписание и четко выполняли свои обязанности на судне, убирались, стояли на камбузе, играли парусные авралы, швартовались и т.д.

Всё наше пребывание на фрегате получилось очень насыщенным, я получил массу впечатлений и остался очень доволен тем, что мне представилась возможность совершить переход из Амстердама в Бремерхафен на таком судне.

http://www.bgarf.ru/

Страницы: Пред. | 1 | ... | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 11 | След.