Норвежский вояж

Дата публикации:
26.07.2015

В июле «Штандарт» бороздил моря Норвегии, где проходил второй этап регаты The Tall Ships Races. Экипаж за этот месяц приобрёл массу полезных умений и новых друзей.

 

Лис — Ставангер

Ларвика, Лангезунд, Лис... на этом этапе «Штандарт» проходит города на букву Л. Команда, тем временем, учится и отрабатывает полученные навыки на практике.

«Занятие по радиосвязи отрабатывали разделившись на две несколько групп: берег, бак, мостик. Как правильно пользоваться рацией, обратиться и ответить на сообщение, как правильно сформулировать послание. Каждая швартовка тоже проходит в три этапа: проработка теории на борту, практика и разбор полетов. А фьорды были идеальной иллюстрацией занятия по метеорологии: там идеально видно как сталкиваются холодный и теплый фронт, образуются облака и выпадают дожди. По дороге отрабатывали операцию "спасению утопающего". Синий конец героически сражался с волнами, был подобраны на шлюпку и поднят на борт нашими бравыми ребятами. Чаем, правда, поить его не стали»

Ставангер —  Тюснес — Берген

В Тюснесе команда кораблика посетили местный музыкальный фестиваль, где им посчастливилось услышать песни викингов и увидеть их пляски на столах в портовом кабаке. Дальше «Штандарт» держал курс на самый дождливый город в мире — Берген, который не обманул ожидания и встретил путешественников дождём и туманом.

На этом переходе на паруснике хозяйничал необычный экипаж — 15 матросов от 9 до 16 лет из дружественного проекта «Полветра». В оперативном режиме юные моряки учились вязать узлы, управлять парусами и готовить обед на 40 человек.



«Свои мечты мы осуществили давно – теперь дарим мечты другим. У меня тоже личный мотив – хотел познакомить брата с парусом. Мы живем в разных странах и довольно мало общаемся (я ушел из дома, когда он только родился.) У ребят сейчас вообще возраст хороший: еще не поздно увлечь, выдернуть из компьютеров и телефонов. А парус - лучшее воспитание. В Америке, например, популярна практика – отправлять подростков на учебные парусники, и это никак не связано с карьерой на флоте».

Узнали штандартовцы и что такой настоящая норвежская рыбалка.

«Первые два часа рыбалка идет с переменным успехом, но стоит Капитану объявить финальные 10 минут – рыба закономерно и подло идет косяком. Иногда по две сразу. Под занавес игры, на счете 4:3 (треска с треском обходит скумбрию) с глубины 72 метра выныривает ОНА – рыба нашей мечты, королева норвежских морей, блестит золотой короной-бугорком и… срывается, утащив на дно крючок за 150 кровно заработанных открытым трапом норвежских крон. Но вы же знаете мистическую силу Кораблика. Золотая рыбка сжалилась, передумала и клюнула по другому борту - не смогла устоять перед силой и обаянием русских матросов».





Олесунн, 2 этап регаты The Tall Ships Races

Кроме «Штандарта» в порту разместились 20 парусников А-класса, в том числе «Мир»» и «Седов», а также всевозможные яхты.

«Есть истории особенно выдающиеся даже для парусной тусовки: британский "Лорд Нельсон" собрал экипаж из людей с ограниченными физическими возможностями. Барк "Европа" - это парусник, перестроенный из плавучего маяка. А клиппер "Cisne branko" пришел в Норвегию из самой Бразилии, с далеких берегов».

До гонки у экипажа было три дня на радости береговой жизни, на походы по гостям и вечеринки на палубе. А также — участие в параде экипажей.

На борту произошла «смена чашек»: пятнадцатилетние капитаны уехали, им на смену съехались новые романтики и искатели приключений. Сред новых матросов — проектировщик атомных электростанций, исследователь мозга игроманов, строитель, программист, предприниматель, профессиональная мама, кузнец.







Олесунн — Кристиансанн

Крайняя остановка «Штандарта» — городок Малой, он же Мёлле, не слишком богатый на достопримечательности.



«Грабили город всего полдня, но успели, кажется все, правда, пришлось разделиться: на борту местные пираты развлекали местное же подрастающее поколение под надзором наших вахтенных, а свободные элементы экипажа прикинулись туристами и поехали на ферму. Выставка ослов (а также коз, оленей и фермеров) прошла успешно: всех погладили и покормили. Особенно рьяно тянулись к рогам и копытам за себяшками матросы-эквадорцы - потому что ничто человеческое морякам не чуждо».



Дальше путь парусника лежал среди фьёрдов и шхер с водопадами, снежных шапок и отвесных скал.



Именно здесь начинающие моряки встретились с штормом.

«Дрейфующие по кубрику носки и плавающие тапки; летающие чайники; утренний кускус на один укус – отменный вкус, но держится - увы - недолго. Что вы, никакого шторма - ветер 5 баллов, ну, 7 в порывах. А нам с ним просто не по пути. Интересно, как меняется реакция начинающих матросов: первое веселье и задор от "крылатых качелей" быстро заканчиваются. Берут верх побочные и не самые приятные эффекты морской болезни, разной степени тяжести. Во второй половине дня в живых и остаются только капитан, офицеры и человек у штурвала (у последнего просто нет выбор), а полуют традиционно превращается в лежбище печальных и неподвижных котиков»





В следующих сериях

Впереди кораблик ждет масса интересного.  В начале августа «Штандарт» пойдет в Голландию, где матросов ждёт много практики, заходы в маленькие городки, проливы и каналы. А 19 августа в Амстердаме начнётся самый масштабный парусный праздник за 5 лет — фестиваль Sail Amsterdam. Оттуда «Штандарт» отправится в традиционное плавание по «малым голландцам», чтобы в конце месяца устроить английские каникулы и проплыть знаменитый Ла-Манш.