Фестиваль в Ден Хельдере

Дата публикации:
23.06.2013

Первый из победителей конкурса Media Crew - Даша Поздеева - прибыла на борт «Штандарта» в город Ден Хельдер, где проходит большой парусный фестиваль. Публикуем ее первый репортаж.

Пока солнечные русские просторы с июньским солнцем, цветущими липами и надвигающейся духотой июля исчезали за высокими облаками, вырисовывая мой путь из Москвы в Амстердам,  «Штандарт» шел из Руана в Ден-Хелдер, сопротивляясь волнам и встречая носом ветер. По пути из Франции корабль зашел в Остенде, пережидая плохую погоду, и к середине дня 20 июля к началу фестиваля Sail Den Helder 2013, «Штандарт» подошел под парусами к голландскому берегу и пришвартовался в порту.

Двухэтажная желтая электричка умчалась из Амстердама, затихшего, дымчато-серого,  пронеслась по плоской голландской земле, будоража воду заболоченных полей, распугивая цапель, и привезла меня в небольшой город на севере Голландии, до корабля оставалась пара километров пешего хода. Казалось, что в Ден-Хелдере нет людей, не связанных с кораблями. На моей электричке ехало три человека на «Штандарт» и еще один – с «Седова». Дальнейшие наши пути – не разошлись, «Штандарт» и  «Седов» пришвартованы у соседних пристаней. «Седов» - огромный барк с черным металлическим корпусом, бесконечными лабиринтами коридоров, уходящими в недра корабля и четырьмя высоченными мачтами (57 метров,  двадцатиэтажный дом). На этом паруснике в тот день отмечали ровно год с момента выхода в кругосветное плавание, моряки и офицеры «Седова» видели и Владивосток и мыс Горн, и Кейптаун… Через месяц «Седов» приходит в Петербург, завершая, таким образом, кругосветку за четырнадцать месяцев. 

Напротив «Седова» стоит немного уступающий в размерах бразильский парусник со смуглыми улыбчивыми матросами, а за ним виден и «Штандарт», не такой огромный, не с такими хищными обводами – деревянный, с яркой желтой полосой по борту – очень гармоничный и аккуратный, мне показавшийся с первого взгляда роднее этих гигантов.

Всходишь по трапу и оказываешься вдруг в большой и веселой суете – сам ничего не знающий, пока еще такой дурачок и новичок – а тем временем – У КАПИТАНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! – и вокруг столько разных людей, все говорят хорошие и искренние слова, поднимают бокалы в честь Капитана, в кают-компании горят свечи и льется беседа и громкий смех и шиканье – ребенок спит! И снова смех и снова бойкий многоголосый, порой двуязычный, разговор.

Ближе к полуночи с моря пришел туман, сначала клочьями обвивавший стройные мачты, а затем скрывший их топы и марсы, и все вокруг. Был салют, с далекого корабля в море стреляли громко и без единого видимого следа этих залпов – только розовые и белые блики, подсвечивающие туман.



Скоро туман сгустился совсем, оседал крупными холодными каплями на руках. Практически потерявшись среди кораблей, неожиданно возникающих в 5 метрах от идущего, среди редкого звона рынд, чужих шагов - слышимых, но невидимых, хохота моряков, увидевших берег после морского перехода – я добралась до фрегата; вместе с ребятами, которые так и не легли спать, отстояла ночную вахту с часу до двух, отказывая в визите редким заплутавшим посетителям – указывая им путь к выходу из гавани в город.

В 7.30 звонили завтрак, автоматически  - подъем, начался новый день, встретивший нас ливнем на палубе во время построения. Сегодня, 21го июля, фрегат «Штандарт» покинула большая группа туристов с Украины от организации «Империя приключений»,  следовавших на корабле от Руана.

Итого, вдвое меньшим составом распределились по вахтам, сушили комбинезоны, штормовки – обустраивали весь быт для приема гостей фестиваля.

Организаторы раздали нам пропуска, all this crew member stuff. Двое представителей «Штандарта»  бродили в поисках crew meeting, обещанного нам брошюркой Sail Den Helder.

После трех часов безуспешных поисков, промокшие до нитки, сопровождаемые  добрыми и сочувственными взглядами голландцев – мы обошли весь порт, добрели до местного Морского музея, войти в который можно через…подводную лодку.

Тем временем на «Штандарте» уже закончился обед, и день как-то незаметно перевалил через середину, дождь начал стихать, гавань оживилась, зашуршали велосипеды по дорожкам, гости фестиваля, замотанные в дождевики, под цветастыми зонтами вышагивали по пристани, проходили к «Седову», а потом заворачивали и к нам.

Вечером был «Капитанский  банкет», на который отправились собственно Капитан и один из фицеров - Митя – оба нарядные, в белых рубашках и кителях. Когда пришло время бизань-вахты, потихоньку начало темнеть, у новоприбывших и слегка позабывших был небольшой тренинг по обращению с бегучим такелажем, - горденя, брасы, шкоты, галсы, булиня – что идет к какому  рею и как управлять разными парусами при разных ветрах, что должен делать каждый член экипажа при постановке и уборке парусов, что делать при смене галса, как не допустить поломок рангоута и такелажа. Говорят, это приходит с практикой,  когда тебе говорят «Брасопить направо!», «Брасы на руки!» ты более не стоишь в растерянности, вспоминая на какую из уток намотан канат, но точно знаешь, и рефлекторно выбираешь нужную веревку, синхронизируя свои действия с действиями остальных. Пока же для меня это все отдельный и слегка чуждый мир, который будет становиться привычным с каждым разом и каждой, неизбежной поначалу, ошибкой.

Вместе с темнотой пришел и холод – экипаж спустился в кают-компанию, где мы продолжили знакомство с такелажным делом  - вспоминали необходимые узлы, изучали схемы расположения всего того, чем мы учились управлять на баке, на главной палубе и полуюте. Прибыли с банкета Капитан и Митя. А вместе с ними пришли и гости с Седова – рассказывали новости, которые они слышали в порту и по всему свету.

Надо сказать, это поразительное ощущение – говорить с людьми, которые двенадцать месяцев были в море, сходили с трапа в каких-то совершенно немыслимых странах – слышали десятки разных языков и знакомились со многими людьми, гуляли по многим городам всего огромного мира, а потом долго шли через океан, встречая шторма и штили. Пока звучали разные байки и шутки, часы пробили полночь, вахта кончилась, а за ней, как в один миг, промелькнула и ночь, звон рынды возвестил о том, что нынче уже утро 22 июня, и новый день обещает нам новые дела, новых людей и в полной мере все трудности и радости фестивальных выходных. 

В 8 часов ровно на палубе - утреннее построение и подъем флага (мне как человеку новому во всем, что касается больших парусных кораблей и морских традиций кажется, что это в самом деле потрясающее действо, хотя для всех оно так же обязательно и очевидно, как еда и сон) тем не менее, представьте себе, утром одновременно, со всех больших кораблей доносится звон рынды, короткие и звонкие команды капитанов «На флаг!» и флаги разных стран взвиваются вверх, раздаются громкие гудки и после пары минут торжественного действа продолжается обычная корабельная жизнь.

Через пару часов после построения Капитан принял приглашение капитана с Gotheburg`а – шведского исторического парусника, по прибытии нас пригласили в каюту капитана, где далее обсуждался план показательных маневров и баталий, которые будут проходить недалеко от Орхуса, в датских территориальных водах. Надо сказать, эта встреча произвела на меня впечатление – когда два капитана больших деревянных парусников обсуждают какой порох они будут использовать для баталии – тут как-то невольно задумываешься о времени, в котором ты живешь.

И что море, пожалуй, одна из тех стихий, которая находится вне времени. И что оно выводит людей из рамок нынешнего века своей мощью и своей красотой и своей…неизменностью? И это, безусловно, прекрасный путь, позволяющий временами забывать о всей бумажной суете нашего времени и некоторой его надуманностью в сравнении со стихией.



Пока я наслаждалась этим зрелищем и каталась на багажнике капитанского велосипеда (!), более опытные ребята во главе с Митей снимали фок на починку – вокруг старой заплатки у верхнего края паруса разошлась парусина. Нашей беде любезно согласился помочь парусный мастер с парусника «Мир», зовут этого человека Николай Александрович, в молодости он служил в Тихоокеанском флоте, сейчас работает на «Мире». Сама мастерская – очень красивое и атмосферное помещение – среди рулонов ткани и бесконечных морских узлов – стоит большая швейная машинка, за которой сидит мастер, вымеряя площадь повреждения паруса и предполагаемую величину заплат, тихонько играют песни Высоцкого… И кажется что это очередной оазис далекого (пусть и не столь далекого как на Goetheburg`е) времени, которое сохранилось нетронутым благодаря морю и парусам.



На этой философской ноте я завершу свой первый репортаж. Сегодня вечером будет Crew party, кто-то идет на экскурсию на «Седов», там не менее я надеюсь завтра продолжить мои скромные труды.

Спасибо за внимание!