Если вы на «Штандарте» впервые

Дата публикации:
01.10.2018

«У меня был спальный мешок, 7 пар носков, 2 пары ботинок, термобелье, теплейшая флисовая кофта, 2 камеры, электронная книга и пауэрбэнк, а ещё перчатки, шапка, пачка таблеток от простуды, всяческие средства гигиены и орешки — пачка орешков, на всякий случай»...

Так начинается первый репортаж из похода на «Штандарт» из Амстердама в Онфлёр. Интригующе — автор ещё не знает, что ждёт его впереди, и отправляется в плавание впервые. Хотите узнать, что было дальше? Пройти по кораблю в первый раз, пройти капитанский инструктаж, провести ночь в гамаке, стоять вахты, знакомиться с экипажем? Читайте замечательные заметки, которыми на своей страничке в фейсбуке поделился Артём Шостак — участник сентябрьского плавания.
https://www.facebook.com/ashostak

Сегодня мы публикуем рассказ Артёма о нашей команде и, — ждём всех на борту!

День 1

Первая ночь на корабле прошла под легкое поскрипывание гамаков и звонкое похрапывание моего соседа слева. Беруши оказались бесполезны, постоянно закрывать уши руками не получалось. Спасли наушники и убаюкивающий плейлист. Так я и проспал, периодически будимый рекламными вставками от Spotify. Наверное, теперь они отложились у меня в подсознании, так что надо держаться подальше от импульсивных покупок в ближайшее время.

На корабле матросам для сна выделено две каюты. Первая — у носовой части, на койках, там помимо матросов спит ещё и офицерский состав. Вторая у кормовой части — на гамаках. Сколько гамаков вы сможете насчитать на фото? В любом случае меньше, чем в реальности. В маленьком помещении, примерно 5м на 5м, заполненном сундуками с различным провиантом и прочими снастями, с комфортом может поместиться порядка 16 гамаков. Они свисают ярусам друг над другом, покачиваясь в такт кораблю. В этом главное преимущество гамака - на волнах, ты не катаешься колбаской из стороны в сторону.


В течение дня на борт прибывали новые и новые люди. Среди нас оказались русские, украинцы, беларусы, евреи, голландцы и немец. Кто-то первый раз на корабле, но многие приехали снова, говорят, что тянет обратно.

- Что самое опасное для корабля? 
Кто-то ответил:
- Глупость
Рядом пошутили: 
- Пираты
- Самое опасное на воде — это пожар — говорит капитан. Если не потушить возгорание в первые 2 минуты, дальше шансов практически нет.

Вечером мы выстроились на палубе для инструктажа по технике безопасности. Нас 22 человека и на ближайшую неделю мы полноценные матросы и команда «Штандарта».


День 2

Я нахожу море более продуктивной средой, чем суша. Только за первые сутки на море я успел: позавтракать, почистить гальюн, отстоять вахту, пообедать, поспать, научиться работе с канатами, забраться на мачту, пройти по рее, поднять паруса, поужинать и встать у штурвала.

Жизнь матроса состоит из постоянной работы, перемежающейся приемами пищи и короткими возможностями для сна. Сегодня ты отвечаешь за уборку, завтра за камбуз (кухню), послезавтра за палубу и все время за общую ситуацию на корабле.

Нашей вахте досталась уборка низов — это внутренние помещения корабля. Сюда входят уже упомянутый кубрик, где висят гамаки, камбуз и кают-компания, где мы обедаем, каюты команды и офицеров.

Иногда мне везёт, но вчера был не тот случай. Мой наряд выпал на уборку одного из двух туалетов. К слову, их у нас именно два, на 22 человека. Такая интимность сближает, так что все друг с другом на ты. Шутка, мы на ты, но не поэтому. Туалет на «Штандарте» — это одновременно и душ, который можно использовать для минимальных гигиенических процедур. Но побриться или полноценно покупаться не получится, воды на корабле не так много. К счастью для матросов многие порты на Северном море оборудованы бесплатными душами и прачечными!

Помимо работы нас учат завязывать узлы и объясняют корабельную терминологию. В ногу с теорией идёт и практика. К примеру, ночью подул попутный ветер и мы подняли паруса. Момент мог бы быть вообще магическим, если бы для этого мне не пришлось лезть по тридцати трёх метровой мачте вверх... а затем выходить на рей (это такая перекладина, на которой держится парус)... на движущемся корабле... в сумерках!

Уже после, просушив штаны, мне удалось наконец-то лечь спать.

Впереди основная часть пути, а тем временем мы зашли на малую родину, в Бельгию, стоим в Остенде до завтрашнего обеда. Команде дали город на разграбление...



День 3

На корабле собрались очень разные люди. Среди нас оказались учителя, айтишники, аудитор, научный сотрудник, повар, корабельный механик и даже священник. Женщин примерно половина команды.

У каждого своя мотивация. К примеру, голландец Барт. Он звезда нашего перехода. В обычной жизни Барт работает научным сотрудником в нефтехимической лаборатории. Но все своё свободное время он посвящает глубокому изучению истории. Сейчас он увлечен военной историей 18го века, особенно кораблями. «Штандарт» для него — идеальная возможность погрузится в эту историю, ведь корабль сделан по лекалам голландских фрегатов. Барт сшил себе костюм голландского солдата тех времён и ходит в нем постоянно, просто потому, что другой одежды он с собой не брал.


Настя — наш вахтенный офицер, она руководит нашей вахтой из 7ми человек. Помимо этого она сестра-хозяйка корабля, на ней все хозяйственные вопросы и закупка продуктов. По профессии она учитель информатики. Настя знает корабль как свои пять пальцев. В 2011м году она впервые приехала сюда волонтером и с тех пор каждый год проводит здесь по 6-9 месяцев. Настя говорит, что так сложилось и она просто плывет по течению. Но если подумать, то мне кажется, как раз наоборот.


Распространено мнение, что боцман — это такой суровый морской хозяйственник. Что ж, Лайви создаёт именно такое впечатление. Но при более близком знакомстве он напротив оказывается очень приветливым и общительным. Лайви британец, ещё он панк, вегетарианец и человек с золотыми руками. Он родился на берегу Английского канала, но к морю пришёл уже в зрелом возрасте. Говорит, что в нем нашёл для себя выход из тяжелой ситуации, возможность изменить свою жизнь. Будете на «Штандарте», спросите почему все его татуировки только с левой стороны, каждый раз он рассказывает новую историю.


Йоханнес — пастор протестнатской церкви из Германии. Ему шестьдесят шесть, он самый возрастной член команды. Йоханнес всегда любил море, хотя и начал пробовать ходить на небольших лодках довольно поздно, в 41. У него четверо детей, но их море не манит. А вот пастор воплотил свою мечту и как он говорит, это оказалось на удивление просто.


Ещё один человек на борту — это капитан. После окончания кораблестроительного университета он начал своими руками строить «Штандарт», без денег, без спонсоров и без большой команды помощников. И хотя сама идея уже выглядела невыполнимой, не говоря о реализации, со временем к проекту начало присоединяться все больше людей, подтянулись и спонсоры. Сейчас «Штандарт» знают во всей Европе, его снимали в кино, на его борту бывала королева и теперь уже действующий король Нидерландов, главнокомандующие и премьеры многих европейских стран. А ещё, люди вроде нас — айтишники, учителя, повара, маркетологи, священники, исследователи и все, кто просто хочет оказаться в море.


День 4

Глаза боятся, руки делают — думаю эту поговорку придумали начинающие матросы. Когда ты смотришь на мачту снизу вверх, 33м высоты не кажутся чем-то сверхъестественным. Когда ты смотришь с этой высоты вниз, романтика моря улетучивается чуть быстрее чем сразу.

Утро началось с тренировки работы на реях. Раньше на реях вздёргивали пиратов, теперь на них делают селфи. Забраться на рей в порту, когда корабль стоит — страшновато. Забраться на рей во время движения корабля - просто самая плохая идея, которая может прийти вам в голову.

Тем не менее, самое страшное на корабле, по крайней мере для меня — это проспать утреннее построение. На «Штандарте» высокая дисциплина, хотя капитан никогда не повышает голоса. Каждый день в 8 утра, в любую погоду, в любых условиях, все без исключения должны собраться на верхней палубе, для проверки состава и распределения вахт. Даже просто опоздавший может быть наказан запретом на выход на берег в ближайшем порту или лишением ужина.

Такие детали важны для безопасности всей команды. При этом вас запросто поставят за штурвал среди ночи — вести корабль по курсу, избегая мелей и буйов, либо отправят вверх на рей — «раздавать паруса». К счастью, во время движения, когда корабль шатает и со всех сторон дует ветер, сорваться сложнее, ведь ты держишься не только руками и ногами, но от страха, ещё и зубами. Справедливости ради скажу, что всем лезть необязательно, но... я же мужик!

Помимо гордости за свои необмоченные штаны на «Штандарте» и без всяких подвигов можно почувствовать себя звездой. Когда ты идёшь на парусном корабле 18го века на тебя показывают пальцем, смотрят, машут и снимают. Периодически к кораблю подплывают полицейские или спасательные катера, чтобы поприветствовать и сфотографировать нас — обычное дело для «Штандарта». К примеру, давеча к нам подлетел бельгийский вертолёт службы спасения и провёл незапланированную тренировку, высадив двух человек на палубу с воздуха и забрав их обратно тем же способом. Надо сказать, в это время мы шли на полном ходу. Вертолёт тоже на месте не стоял.

Мы с радушием приняли спасателей на борт, пожали им руки и отправили обратно. Плёвое дело для таких бывалых матросов, как мы.

П.с. ну хорошо, только для читателей признаюсь, что впервые на «Штандарт» с воздуха высадились спасатели! Команде нашего перехода сильно повезло, посмотрите на видео как круто это выглядело. Ну и надо отдать должное бельгийской спасательной службе, которая не расслабляется, постоянно тренируясь (на кошках) на подвернувшихся кораблях.

День 5

12 часов ночи. На верхней палубе выстроились вахта Бизани, та в которой состою я, и вахта Фока, сменяющая нас. Как и вахта Грота они названы также как и три мачты на корабле.

- Проверка личного состава
- Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой — расчёт окончен.

Дежурный 4 раза бьет в палубный колокол, я передаю штурвал одному из наших сменщиков. Наконец можно пойти лечь спать.

Час ночи. Меня будит Настя, наш вахтенный офицер. Дежурной вахте нужна помощь, в таких случаях вызывают тех, кто стоял вахту накануне. Я быстро одеваюсь и выхожу на палубу. Холодно, чувствуется сильный ветер. Слышно команду капитана:

- Приготовить грот-марсель
- Готовы
- Ставим
- Ставим грот-марсель - повторяет команду, Настя. 
- Выбираем шкоты, ребята. Трави гитовы, быстрее!

На корабле абсолютная темнота, подсвечивает только яркая луна, особенно большая в этой части света. Около 15 человек быстро перемещаются по палубам. Мы подхватываем веревки, одни отпускаем, другие тянем изо всех сил.

- Отлично, закладывай. Теперь бухтуй подсказывает Настя.

Так начинается наш последний день в море.

Фок-марсель, фок-брамсель, грота-стаксель, шкаторина, сезни, ноки и галсы - господи, кто придумал все эти слова? Ну я-то знаю, конечно, что это были голландцы, но почему нельзя все это было назвать как-нибудь попроще? Веревка один, веревка два, толстая веревка справа один, тонкая веревка слева три —примерно так их и видит матрос первые дни на борту.

Признаюсь, названия дались мне тяжело, но уж когда нужную веревку давали в руки и просили тянуть, тут я наконец мог проявить свои таланты и тянул изо всех сил.

Как обычно в 7:30 начался завтрак, затем построение и утренние работы на корабле. Ветер, который мы подхватили ещё ночью, усилился, корабль шёл на всех парусах, волна поднялась на 2-3 метра, нас сильно кренило то влево, то вправо. Некоторые позеленели.

Средняя скорость «Штандарта» — 6 узлов, мы шли 8-8,5. На такой качке нужно следить, чтобы не улететь за борт. Корабль подкидывало, периодически воду захлестывало на палубу. Это было потрясающе!

За время всего перехода впервые мы шли так быстро. Идти на парусах совершенно непередаваемое ощущение. Начинаешь понимать писателей прошлых веков, которые выдавали интереснейшие приключенческие романы после таких путешествий.

Видимо не я один был так поэтически настроен. Катя, наш штатный инструктор по air-йоге, решила сделать то, о чем многие ее спрашивали — а не слабо ли ей сесть на шпагат на рее? — и отправилась на нос корабля, прямо на свисающий блинда-рей, да ещё и в балетной пачке! После такого перформанса многие решили записаться на йогу.

Море вдохновляет на подвиги и на творчество. А может быть мы просто понимали, что наше путешествие заканчивается и хотели напоследок попытаться сохранить эти непередаваемые эмоции.

Символично, что в полночь, время когда волшебство заканчивается, мы вошли в Онфлёр. Город спал, наш корабль неспешно входил в канал и пришвартовался прямо в центре города. Со стороны это должно быть выглядело величественно.

Никто не мог, да и не хотел спать. Всей командой мы собрались на камбузе, чтобы отметить окончание нашего путешествия.

- Вы отличная команда, ребята, было приятно ходить с вами - поднял тост капитан. 
- Бог даст, ещё увидимся. До встречи?!
- До встречи!
- До встречи!
- До встречи, капитан...!

Мы не прощались.