Дневники команды

Прямо по борту — враг!

Ох, настоящее веселье только начинается. Это стало понятно после фразы Антон Леонидовича: «Реагировать только на мои команды. Все остальное, что буду орать – к вам не относится».

Внести историческую справедливость и дать залп по «Соландету». Задача не плохая. Пороха на 12 зарядов, и на каждого комплект исторической формы: коричневые бриджи, белая рубашка и матросская бескозырка. Последнюю я отправила в небытие. Алая бандана была повязана для завершения образа, но превращение в пирата произошло быстро и непредвиденно. На борт поднимаются зрители: военные в красных мундирах с мушкетами в руках и чопорные старушки в шерстяных юбках. Все чинно и благородно. «Штандрат» отшвартовывается и идет в бой.

Задача пушечных команд — быстрее перезарядить пушки и произвести выстрел. Заряд — бумажный цилиндр, обмотанный скотчем. Внутри порох. Шомполом с силой забиваем в ствол. Туда же заталкиваем пыж — комок старых, оборванных веревок. Пыж играет роль ядра. И при правильном приложении способен пробить борт железного корабля. Поэтому стреляем в воду, выставляя пушку немного под углом.

Под дождем фитильное отверстие прикрываем тряпкой, а в к моменту выстрела прочищаем дырку, засыпаем порох и подносим запал. Выстрел - и тут же снова суем затейливые инструменты в горячее грязное горло железного орудия. Проверить, не осталось ли чего в самом стволе.

Легко, особенно в перечислении на инструктаже. Дальше начинается битва. Все что видишь – только снаряды в твоих руках, извивающиеся в пальцах пыжи и редкие вспышки чужих лиц. Остальное – снопы искр и отдающие по зубам взрывы. Босые ноги поскальзываются на мокрой палубе. Пушку откатить, зарядить, установить. И все по новой. Пальцы не успевают ухватиться, а уже разрываются мышцы в едином рывке назад. Крики, беготня, взрывы. Ты не успеваешь оглянуться не только на гостей, собравшихся на юте и палящих из своих мушкетов в воздух. Ты и борта вражеского корабля не видишь. И даже слабо представляешь, где стреляли. Главная задача – во время принести, зарядить, откатить.

Антон Леонидович разорался так, что его не то что врагу, в соседней области слышно. Он грозиться вырвать нам ноги, грозит и ругается, припоминает давешние победы и поджигает фитили. А ему в ответ раздается рычание и восторженные выкрики матросов. Врагу угрожают, не забывая перезаряжать. И конечно же лозунги звучат будто тосты. Мы по ним даже за Сталина стреляли!

Дым, запах пороха, руки в грязных разводах. А ты пьян эйфорией, боем, истеричностью отработанных движений. Ты влюблен в командира, ловишь движение, малейший знак. Неумело, сбивая пальцы, бежишь вперед выполнять, начинать, толкать, тянуть, только бы прикоснуться к этой маленькой огненной истории.

Последний заряд. Прощальный залп обессиленному и вымотанному иностранному кораблю и гордое, надменное возвращение в объятья встречающей толпы. Каждый чувствует себя героем минимум трех войн одновременно. Вот и я, кстати, расхрабрилась. Опьяненная криками и успехом, схватилась за любимый швартов и не добросила до причала. С небес на землю опускает.

Между прочим, вражеский корабль стрелял из одной маленькой пушки. И перезаряжал быстрее. И даже отшвартовываться ради перестрелки с нами не счел нужным.

Но на пирсе нас встречали. Криками и ликованием. Кричали от страха и восторга маленькие дети. А взрослые тоже кричали. Но делали вид, что это они так, ради детского веселья.

Причалили. Опустили трап. Чинно сошли погостившие у нас бортовые бабушки. Все в пуговичках и исторической реконструкции. Бодро повыходили военные, у которых тоже закончились патроны вести по своему кораблю пальбу. Успела прицепиться к одному – дал подержать мушкет, пистолет и саблю. По очереди, разумеется. Другой предлагал пари – простоять час держа на вытянутой руке ружье. Фыркнула, сообщила что не слабо, только работа на трапе, сами понимаете, нет столько времени.

Гости ушли, пушки откатили к бортам, пушпорты принайтовали. Потихоньку азарт и адреналин улеглись, и люди снова приступили к прямым обязанностям.

А я еще час танцевала на мокрой мостовой у трапа, улыбалась гостям и разрешала с собой фотографироваться. Говорили, я похожа на Рони – дочь разбойника. И не смотря на промашку, хотелось совершать подвиги и заниматься бесконечным героизмом. Но потом меня сменили на ужин. Я одела тапочки, сняла бандану и мечтать прекратила.

© Катя Сехина

***

...Босиком по теплому асфальту, разбрызгивая пятками лужи, в которых отражаются мачты. В Кристиансанде попрежнему дожди, а моя тельняшка пропиталась сыростью местной погоды. Иду под дождем и чувствую, как стекают с волос крупные капли. А вокруг возвышаются как облака - корабли. И на каждом – мачты с парусами.

Ощущение полета. Хочется развиваться на ветру вместе с флагами. Или хотя бы побежать так, что бы наполнились и расправились за спиной крылья. Не сразу понимаешь, от чего так прохладно и чисто внутри. Ведь паутина чужого такелажа давно смешалась с небом и стала частью пейзажа.
А легко именно потому, что мне давно хотелось увидеть эти корабли. Былые огромные чайки, все как один расцвеченные пятнышками государственных флагов. Впитываются в брюки нагретые асфальтом лужи, а я улыбаюсь проходим: туристам и морякам. Ведь им то наверняка понятно это сумасшествие.

И вдруг среди огромных пароходов и белоснежных яхт – маленькие мачты «Штандарта». Желто-зеленые борта, по-домашнему прибранные паруса, темное дерево на планширях. И нежность вдруг разрывает сердце. Так, что становится трудно дышать. Разве можно влюбиться в корабль? Ведь их здесь – десятки. Выбери любой другой, поднимись на борт, примерь на себя его каюты. А вот не приходит в голову. Потому и ускоряешь шаг. Объяснять это будет лишним. Просто спешишь взойти на трап, пробежаться по кубарям и палубе, проверить, не случилось ли чего в твое отсутствие.

© Катя Сехина

О морской службе

Довелось мне в начале июня 3 дня отслужить матросом на парусном фрегате Штандарт. Шли мы тогда из финского порта Турку в финский же порт Котка, причаливали у двух предположительно необитаемых островов и наблюдали в белую ночь на траверсе город Хельсинки. Штандарт - реплика одноименного корабля постройки петровских времен, в открытом море ходит на парусах, но согласно нынешним морским законам оснащен двумя дизельными двигателями, электростанцией, электрическими фонарями, современными средствами связи и навигации.

Прошлую зиму фрегат перезимовал в Норвегии, и волонтеры, навещавшие корабль в порту, заезжали ко мне в гости в Уппсалу. Прознав, что летом парусник будет участвовать в регатах и экспонироваться в морских музеях разных городов, словом, весьма активно бороздить просторы Балтийского и Северного морей, я выбрал подходящий отрезок маршрута и попросился на борт.


Корабль. Мне посчастливилось глубоко прочуствовать смысл этого слова. Это не только и не обязательно плавсредство для перемещения людей и грузов через водные пространства. И самолеты зовут воздушными судами. Удивительно ли, почему человечество, уже без малого сотню лет грезя о космических путешествиях, с такой большой готовностью, на всех языках называет свой будущий транспорт - кораблями.

Назови машину - кораблем, не важно, на каком языке - и сразу же выстроится образ бытия, всплывет знакомым словарем из вековых глубин. Обязательно будет экипаж. И капитан. И штурман, и даже боцман. И прочие судовые роли - в соответствии с потребностями эпохи. И будет распорядок. Будут вахты. И даже аварийное расписание. Как глубоко оно, оказывается, в нашей культуре - что сообщество людей, отделенных от остального мира необитаемым пространством, и объединенных способностью это пространство преодолевать, осознают себя как экипаж корабля.

А между тем, корабль - это машина, механизм. Так уж повелось с древности, что первые сложные технические системы, произведения мысли и рук человеческих - были машинами для путешествия по воде. А в машине все функционирует системно и модульно, и каждая деталь имеет свое отличительное название. Не перепутаешь.

И несколько тысяч лет, до совсем недавнего времени, технической автоматизации не было - не получалось уровне материала объединять несколько управляющих воздействий в одно. Только словами, глаголами. Поэтому была автоматизация человеческая. И люди, экипаж корабля - тоже часть машины. Вахта фока, Вахта грота, Вахта бизани... Да и у штурвала неотрывно должен стоять рулевой. Разумные исполнители на своих местах. Поэтому и машины были - разумные.

Сейчас это состояние можно ощутить только на историческом паруснике - быть частью корабля, как машины, как системы. Выбирать и растравливать снасти, поднимать якорь, выискивать на горизонте буйки и вешки. Бухтовать канаты и веревки, и делать это четко, и в соответствии с глубоко рациональной морской традицией. В любое время по команде быстро просыпаться и выходить на парусный аврал. Не принадлежать себе. Ведь такой корабль - это, помимо прочего, большая красивая деревяшка, живой материал. И как таковой, он постоянно требует заботы, труда человеческих рук. Так на корабельной рынде и вылито: "Жизнь - это то, что мы делаем своими руками".

А кто-то из классиков говорил, что "свобода есть осознанная необходимость". На корабле это ощущается очень живо. По крайней мере, мне, начинающему матросу, приходилось очень быстро и многому учиться. Чувствовать, как приходит все большее понимание устройства корабля, ощущение его сосояний, осознание всех его необходимостей. В море невозможно быть свободным от корабля, но через все большее осознание, перенесение необходимостей на себя, приходит редкое ощущение качественно иной свободы. Свободы вместе с кораблем, с экипажем, надличностной. Свободы разумной машины, частью которой ты существуешь.

© oduvanych

4 - 20 декабря 2009

4 декабря: нас стало на 3 человека больше. На борт приехали Капитан, Элс и Лина. Теперь на борту команда из 7 человек.

6 декабря: в бухте завис корабль береговой охраны. С учетом того, что это – воскресный день, и в Норвегии даже мухи не летают, мы заподозрили что-то неладное.
И точно – к обеду на «Штандарт» пожаловали трое джентельменов из норвежского КостГард. Похоже, у них это были учения по проверке документов. Проверка длилась два часа, и закончилась без замечаний.
В конце выяснилось, что капитан корабля – житель Ставерна, куда мы идем буквально завтра. Так что все наши планы по стоянке в Норвегии ему и так были известны.

Вечером уехала Элс. Было приятно, что человек прилетел из Голландии, всего только на выходные, пообщаться с нами и взглянуть на корабль.
Кстати, в Голландии полным ходом идет регистрация фонда «TS Shtandart».

7 декабря: переход из Крагеро в Ставерн. Погоду подобрали более-менее спокойную, волна чуть-чуть покачала «Штандарт» в начале перехода, но ихтиандра так никто и не видел. Ближе к вечеру на горизонте разглядели силуэт яхты, идущей попутным с нами курсом. «Вот ведь сумасшедшие, дома им не сидится, в декабре по морю шастают!» - прокомментировал экипаж и сквозь смех.
Ошвартовались в Ставерне. По прежнему, не можем подключиться к береговому электропитанию – в Норвегии три фазы почему-то 220 вольт, а не 380, так что к корабельному электрощиту «это» подключать нельзя.
Для экономии топлива на ночь стали выключать генератор.

8 декабря: сходили в сименс-клаб: это клуб моряков, кто не понял. Пообщались с Дядькой Тором (очень напоминает Санта-Клауса), поиграли в местный бильярд без луз.

9 декабря: на «новой» машине приехал Свенсон, с Катей Головиной. На борту почти «многолюдно».

10 декабря: переход в Тонсберг. Этот городок – районный центр. Как нам сказали – главнее Ларвика, и тем более главнее Ставерна. Шли по фьорду, на берегах которого – очевидно – коттеджи очень состоятельных норвежцев. Вода пресная и мутная – во фьорд впадает несколько речек.
Долго смеялись над неприличными названиями остовов в этом фьорде. Одно из таких названии – Нешуя, очевидный антоним названию рядом стоящего острова.
Ошвартовались в самом центре города – ближе не подойти. На набережной – гостиница, рестораны, морской клуб и музей. Вдоль причала расставлены ёлочки, подсвеченные симпатичными гирляндами.
Штандарт с тремя новогодними елками (на каждой мачте – особым образом развешены гирлянды) смотрелся здесь уместно и по-родному.

11 декабря: собрались и уехали все: Лина и Леша – самолетом, Свенсон, Катя, Лера и Слава – на машине Свенсона. На борту остались двое – Владимир и Макс. Поздно вечером ситуация нормализовалась, как во всех русских сказках и анекдотах: приехал третий – Миша Юшков.

12-13 декабря: В Тонсберге – совершенно чудесный харбор-мастер. Он какое-то времы даже возглавлял фонд парусника «Кристиан Радих». Думаю, не надо говорить что все нужды парусного корабля в иностранном порту он понимает без слов.
Для подключения к берегу он одолжил нам специальный трансформатор, ящик весом 120 кг. Весь день всем экипаже занимались подключением-переподключением розеток и проводов к трансформатору. Заработало!!!
Теперь выключая генератор, на борту можно оставлять включенной электропечку. Тепло и уютно.
Главная местная газета опубликовала добрую статью про нас, с приглашением заявится на переход в Осло. На выходных на борту было немало гостей. Сундучок для пожертвований проявил признаки жизни. Многие активно интересуются возможностью пойти на Штандарте.

14 декабря: утро началось с заправки двух тонн топлива – бесплатно, от щедрот харбор-мастера и порта Тонсберг.
К нам так хорошо все относятся, что появилось желание зайти сюда еще раз – только теперь уже летом.
Вокруг корабля замерз лед. Не толстый – сантиметра 4. Но все равно боязно – вдруг к моменту перехода в Осло еще толще станет.

15 декабря: харбор-мастер призвал ледокол очистить фъорд ото льда. Ветром тут же унесло все обломки.

16 декабря: переход пришлось перенести, причина – прогноз погоды. Встречный ветер до 15 м/с, мороз до 12 градусов – не самая удачная погода для плавания.

18 декабря: к 8.30 на борт собрались норвежские «сумашенцы», желающие испытать себя в суровых условиях морского плавания. К сожалению, прогноз хоть и верно предсказал, что ветер спадет, однако не совсем точен был в отношении направления: попутнячок будет только на следующий день.
Так что поставили одну лишь бизань.
Вместе с нами на борту было 12 человек. Жутко холодно, но солнышко – всю дорогу. Было интересно смотреть на Осло-фьорд: с восточной стороны от воды идет пар, как будто туда напихали кипятильников. С западной стороны – все чисто, вода холоднее. Позже нашли объяснение: вода Гольфстрима циркулирует во фъорде с востока на запад. Сначала она еще теплая, и «парИт», потом – уже остыла.
В сумерках заходили в порт. Решили все-таки отметить приход артиллерийским салютом. В заряды Максуд добавил фейерверочных шариков, так что в темноте выстрелы не только громкие, но и очень красивые.

19 декабря: Стоим на месте «Кристиана Радиха». Это метров 500-600 от центральной набережной. Близко, но не настолько чтобы публика нас видела и до нас доходила.
На борт пришел главный редактор крупнейшей норвежской газеты АфтенПостен. Оказывается, он про Штандарт писал статью еще 11 лет назад, когда корабль был еще на берегу у Смольного. Отлично говорит по русски, и вообще производит впечатление фаната развития русско-норвежского взаимопониания. Пришел с фотографом, около часа снимали корабль и капитана со всех возможных точек. Обещали статью в воскресный номер.

20 декабря: Валом повалил народ. Статья в АфтенПостан чуть ли не на самом заглавном месте. Сразу после рассказа о борьбе с всемирным потеплением.
Фотографии в самом деле получились хорошие. Анонс на первой странице, сразу рядом с заголовком. В общем, очевидно, что отнеслись с уважением.

Захват Крагерё 1-2 декабря 2009

01.12 В 13.00 отправились стрелять в крепость.

Детишки восторженно кричали с берега, всем понравилось. По прибытии обратно на причале нас ждал губернатор и журналисты (двое журналистов находились на борту во время нашего получасового вояжа).

Макс провел губернатору экскурсию, губернатор подарил Штандарту герб города. Он был серьезен, краток, от чая-кофе отказался. Днем принимали посетителей. Раздавали малышам пиратскую газировку (небольшая реклама от местного магазина игрушек). На борт зашел предводитель местной шайки лоцманов, по совместительству брат нашего друга Рёдера – Гейир, и Мортен (хочет устроить на корабле корпоративную вечеринку). Говорили о делах, о визите в Швецию в том числе. На экскурсию зашло семейство эмигранта-чеченца. Жена с сыном (и пиратской газировкой) вскоре ушли, а Зелимхан гостил у нас до вечера. Рассказывал о местных нравах, финансовом благополучии норвежцев. Нам он понравился. Начинает по-настоящему холодать. На палубе иней, швартовый конец отогреваем под квартером, чтобы сделать аккуратную бухту.(((

02.12 Большая часть дня была посвящена корабельным работам: делаем новые вымбовки, чистим рынды, латаем флаги, стираемся. Прием посетителей… обычный такой день. А! Луна была! Сумасшедшая огромная розовая луна, так низко над горизонтом!

Страницы: Пред. | 1 | ... | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | След.