Люди из стали. Часть 11. Адриан Блок – универсальный моряк

Дата публикации:
23.09.2013

Среди мореплавателей эпохи Великих географических открытий Адриан Блок выделяется своей универсальностью. Его сложно отнести к самым известным и легендарным первооткрывателям, зато он успел побывать практически везде и примерить на себя роли торговца, исследователя и капера. В новом выпуске «Людей из стали» мы с нашими друзьями из компании «Полветра» расскажем историю голландского мореплавателя.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Адриан БлокАдриан Блок родился в 1567 году в Амстердаме, куда и возвращался раз за разом изо всех своих походов и экспедиций. Объездив полмира, голландец только Амстердам считал своим домом. Мы мало знаем о начале морской карьеры Блока, но в 1590-е годы он уже известен как успешный торговец. Он возит норвежский строевой лес в Испанию, торгует с португальцами, венецианцами и даже с турками – его корабль, как по волшебству, появляется везде, где есть возможность заработать. С 1601 по 1603 год Блок в составе большой флотилии принимает участие в торговой экспедиции в Голландскую Ост-Индию, дойдя до Островов Пряностей и успешно вернувшись в Амстердам с ценным грузом. Интересно, что это путешествие в Индию станет для Блока первым и последним. Испробовав на себе тяготы долгого изматывающего плавания в Азию, голландец на время отказывается от идеи колониальной торговли, сочтя ее слишком рискованной.

опия корабля Onrust, на котором Адриан Блок исследовал побережье Новой ГолландииАдриан Блок был практичным и успешным торговцем, не любившим рисковать и не гонявшимся за «легкими деньгами». С другой стороны, и брать то, что плохо лежит, он не гнушался – когда это было целесообразно и ничем всерьёз ему не грозило. У Блока (как, впрочем, и у многих торговцев того времени) имелось каперское свидетельство, и он не стеснялся периодически пускать его в ход. Самая большая пиратская удача голландца – захват в 1604 году ганзейского судна, следовавшего в Любек из Бразилии с ценным грузом колониальных товаров. На вырученные деньги Блок купил большой дом под названием «De Twee Bontecraijen» («Две вороны в капюшонах») в центре Амстердама, в котором он вместе с семьей проживет до конца своих дней. Интересно, что голландец не пытался сразу продать захваченные им корабли и грузы, предпочитая возвращать их владельцу – за выкуп, естественно, но не особо торгуясь. Такое странное и даже благородное – с точки зрения современников – поведение оказалось, опять-таки очень практичным. Даже пиратствуя, Блок сумел не нажить себе врагов и сохранил репутацию честного торговца.

Новый этап жизни и карьеры Блока начался после 1609 года, когда англичанин Генри Гудзон, ходивший под голландским флагом, впервые исследовал устье реки в Северной Америке, получившей впоследствии его имя, и вступил в контакт с местными индейскими племенами. Открытые Гудзоном земли оказались богаты пушниной, к XVII веку уже ставшей предметом роскоши в Европе. Северная Америка намного ближе Индии, а прибыль торговля с местным населением сулила немалую – и Блок решает, что игра стоит свеч.

Карта путешествия Блока 1614 года. На ней впервые в истории появилось название «Новые Нидерланды».В 1611 году он вместе с Хендриком Христиансеном и Корнелиусом Хендриксеном отправился в свою первую экспедицию в Новый Свет. Собранных ими сведений и выторгованной у туземцев пушнины хватило, чтобы убедить Генеральные Штаты (высший орган исполнительной и законодательной власти в Нидерландах XVII века) выдать Блоку государственный патент и проспонсировать его последующие экспедиции. Так голландский торговец и капер превратился в исследователя – в последовавшем плавании в Северную Америку 1613 года Адриан Блок практически не занимается коммерческой деятельностью, сосредоточившись на описании американского восточного побережья между британской Вирджинией и французской Канадой. Голландец составил карты открытых им земель – удивительно подробные, – которыми весь мир будет пользоваться еще 200 лет.

Экспедиция, которой было суждено стать чрезвычайно успешной и обессмертить имя Блока, начиналась отнюдь не радужно. Всего через месяц после прибытия к американскому континенту на «Тигре» – корабле голландца, – случился пожар. Судно в этот момент стояло на якоре в бухте Манхэттена, большая часть экипажа была на берегу… Спасти корабль не удалось, а вместе с ним погибли запасы экспедиции, большая часть пороха, и ценный груз бобровых шкур, собранный за первые недели плавания вдоль американского берега. Остатки корпуса «Тигра» были найдены в ходе подводных раскопок в 1916 году, а якорь – во время строительства Всемирного торгового центра. Блок принимает судьбоносное решение оставаться на Манхэттене на зиму и строить новый корабль для возвращения домой. Команде такая перспектива пришлась не по вкусу, и большая часть экипажа покинула капитана. Тем не менее, Блоку хватило и рук, и запасов – в строительстве корабля голландцам помогли местные индейцы-делаверы. Судно длиной всего в 45 футов (реплика которого сегодня пришвартована на набережной Манхэттена) получило имя «Беспокойный» и было успешно спущено на воду весной 1614 года.

Небольшая осадка позволила «Беспокойному» подняться вверх по течению Гудзона – туда, где «Тигр» пройти не мог. Блок исследовал Манхэттен и небольшие острова в проливе Лонг-Айленд (один из которых до сих пор носит имя Блока), и впервые показал, что сам Лонг-Айленд является островом. Его «Беспокойный» вошел в устье реки Коннектикут — туда, где шесть лет спустя голландцы возвели первую факторию. Временные лагеря экспедиции Блока стали первыми поселениями европейцев в районе современного Нью-Йорка. Была достигнута и основная цель путешествия — Блок установил торговые отношения с местными индейскими племенами.

Вернувшись из Нового Света, Адриан Блок вместе с еще тринадцатью голландскими купцами обратился к Генеральным Штатам с прошением о предоставлении монополии на промысел и торговлю с индейцами на открытых им территориях (которые он предусмотрительно обозначил на своей карте как «Новые Нидерланды»). Прошение было удовлетворено, и в течение нескольких последующих лет никто, кроме основанной Блоком «Компании Новых Нидерландов» не имел права торговать в Новом Свете между сороковым и сорок пятым градусом северной широты.

Открытия Блока положили начало торговой экспансии Нидерландов в Северную Америку. В последующие десять лет голландцы основали десятки поселений и факторий на открытых им землях, а в 1624 году на Гудзоне был заложен город Новый Амстердам, сменивший впоследствии название на Нью-Йорк и ставший одной из торговых столиц современного мира. Двумя годами позже голландцы выкупили у индейцев весь остров Манхэттен — за сумму, примерно соответствующую современным двадцати четырем долларам.

Сам Адриан Блок после 1614 года больше не возвращался в Новый Свет, предпочитая получать свою долю от торговли «Компании Новых Нидерландов» и не рисковать собственными кораблями и людьми. Он ходил в море до самой своей смерти в 1627 году, но не покидал больше пределов Северной Европы, каждую зиму возвращаясь в Амстердам — свой единственный дом. Там он и похоронен, в самом центре города, в легендарной Старой Церкви (Oude Kerk). Благодаря уникальному чутью Блок сумел добиться впечатляющих успехов как торговец, пират и исследователь. Но именно это же чутье заставляло его каждый раз вовремя останавливаться и возвращаться домой невредимым. А может, он просто очень любил свой родной город.

Путешествие «Штандарта» к Канарским островам начнется в Голландии — на родине Адриана Блока. Прибыв на борт за несколько дней до выхода в море, мы сможем на день выбраться в Амстердам и своими глазами увидеть дом «Две вороны в капюшонах», в котором мореплаватель прожил большую часть своей жизни и церковь, в которой он похоронен. Еще раз наши пути пересекутся в Бильбао — городе, который во времена Блока стал одним из крупнейших в Испании центров корабельного строительства — и по сей день остается таковым. Сегодня на его верфях создаются огромные стальные суда (среди которых есть и парусники), а 400 лет назад в Бильбао спускали на воду деревянные корабли — из норвежского строевого леса, который привозил сюда Адриан Блок. Что привлекает вас больше — родной город голландского мореплавателя или испанский порт, в который не раз заходили его корабли, — решать вам. Записавшись на борт «Штандарта», вы сможете увидеть и то, и другое.

Материал подготовили:

  • Ира, волонтер «Штандарта»
  • Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника - polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!